первомайский харьковская область

Первомайский Харьковская область

Звезда и смерть Раздольской восьмилетней школы. Часть 2

...Сердце в будущем живет
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет
Что пройдет, то будет мило.

 Раздольская школа была «альма матер» не только для детворы из села Раздолье.

 В школе получали восьмилетнее образование также дети из села Крюково, села Краснопавловское,  хутора Капустенков.

Стоит отметить, что до 1975 года в с.Крюково  также находились начальная школа, где детвора получала начальное образование. И лишь с 4го класса крюковские дети начинали учиться в Раздольской школе. 

Иногда подвозка детворы и учителей из окрестных сёл осуществлялась в кузове бортовой машины колхоза «Раздолье».  Но чаще,  дети своим ходом пешком добирались до школы.  

Дождь-не дождь, снег-не снег...  Но расстояние пешком в 4-7 км в одну сторону  для части школьников Раздольской восьмилетки  было необходимой школьной обыденностью.

Конечно же, кто-то не доходил до школы  и «сачковал» уроки в ближайшей от дома посадке.

Период жизни Раздольской школы, о котором пойдет речь ниже  мне лично знаком не по альбому. Поэтому,  позволю иногда вставлять комментарии в авторский текст альбома. Напомню, что,  как и в первой части этой публикации,  авторский текст альбома будет выделен курсивом и синим цветом.

Также позволил себе откорректировать принадлежность некоторых фотографий, ввиду явной нестыковки теста и фотоиллюстрации к нему. Видимо, из-за недостатка фотоматериала авторы альбома иногда вклеивали снимки,  не имеющие отношения к тексту или описываемому событию.

 

Новая школа

В нашей школе учился Герой Советского Союза – Максюта Илья Михайлович, который пал смертью храбрых.

 Пионеры нашей школы гордятся им и создали уголок боевой славы, оформили альбом «Герои Великой Отечественной войны»,  стенд «Они боролись за твоё счастье»,  ведут переписку с воинской часть,  в которой служил Максюта И.М..   Также,  переписываются  с  офицерами Советской Армии, бывшими учениками нашей школы.

Кропотливо, по крупицам собирали наши пионеры материал, когда оформляли такие альбомы: «Они боролись за наше счастье», «Летопись села Раздолье», «История нашего колхоза», «История нашей школы».

Замечательно трудятся наши пионеры. Летом они помогают родному колхозу.

За три года обработали 3,5 га сахарной свеклы, пропололи 320 га кукурузы и подсолнечника.

В честь 50летия Советской власти юные ленинцы посадили аллею Дружбы,  в школьном дворе разбили две новые клумбы, возле каждого дома посадили деревца, ведут шефство над инвалидами Отечественной войны и престарелыми.

За труд пионеры получили сердечную благодарность от колхозников и денежную плату. На заработанные деньги были куплены туристические путевки, по которым лучшие ученики ездили в Крым.

За три года собрано 12 тонн металлолома, который пошел на изготовление тракторов и комбайнов, могучих турбин для новых электростанций.

 

Сбор металлолома и макулатуры было привычным занятием для советских школьников.

Огромная куча металлолома в Раздолье годами лежала за школьной  площадкой. 

В ходе сбора по селу,   металлолом складывались в небольшие кучки и подписывались мелом типа, 5 класс, 8 класс и т.п.  Макулатура складировалась в подсобном помещении кочегарки и,  чаще всего, годами там лежала без дела. Тем не менее, сбор металлолома и макулатуры для школьников было веселым и интересным занятием.

 

Учителя и техработники школы принимали активное участие в художественной самодеятельности Раздольского сельского клуба.

На снимке:  хор выступает на концерте в Первомайском РДК, посвященный 100 со дня рождения Ленина,

В 1970 г коллектив занял на районном смотре художественной самодеятельности одно их первых мест. Силами учащихся ежегодно дается по 6 концертов для колхозников.

За последние годы заметно улучшилось качество знаний учащихся.

С 1968 г при школе организованы подготовительные занятия с детьми 6-летнего возраста.

Обучение грамоте 6-летних детей имеет большое значение для успешного решения проблемы второгодничества.

С 1969 года учащиеся нашей школы успешно усваивают учебный материал по новым программам. Успешно работают по новым программам учительница 1 класса  Черевко Е.С, учитель биологии Говтва Е.Н.

На снимке: учащиеся 6 класса. В центре классный руководитель Говтва Е.Н.

На педагогической выставке, посвященной работе по новым программам, наша школа заняла 2 место.

В 1970-71 учебном году в коллектив пришли молодые энергичные учителя, а именно: Иванов Владимир Ильич - учитель физкультуры и практических занятий, Караванченко Антонина Егоровна -  учитель математики, Лезина Светлана Владимировна - учитель английского языка и физики, Ганжала Людмиоа Ивановна - учитель пения, Карлюк Людмила Ивановна - учитель немецкого языка.

За последние годы налажена хорошая связь с колхозным производством. Учащиеся изучают трудовые процессы в колхозе, встречаются с передовиками сельского хозяйства, оказывают помощь в уборке урожая.

После окончания школы многие пошли работать в колхоз. Это Козлов Н., Брусенцовы  Виктор и Владимир, Путятин Н., Потолов И., Салацкая и др.

За средства колхоза «Раздолье» в 1970-71 году была построена школа на средства колхоза «Раздолье» на 192 места со спортивным залом площадью 162 м.кв и учебной мастерской (пред. колхоза Мироненко Н.П., секретарь парткома Коноваленко В., директор школы Иванова Т.П.).

С 1971 г. учащиеся с.Раздолье начали заниматься в новой школе

На снимке: Торжественное открытие школы. В центре ученики 1 класса, Секретарь РККПУ  Новак Л,Н поздравляет учащихся и учителей.

 

Содержательные сборы, конкурсы, походы в кино, викторины, обсуждения книг, экскурсии увлекают ребят, помогают им в учебе и в труде.

По классам созданы отряды «скорой помощи», заседает «Совет справедливых», проводятся пионерские рейды на дом к учащимся, викторины, конкурсы, олимпиады.

По смотру художественной  самодеятельности наша школа заняла 2 место по району.

Во время Всесоюзного коммунистического субботника собрано 17 т черного металла, собраны ветки в колхозном саду на площади 4,5 га.

Озеленена школа, посадили 200 деревьев, 600 кустарников. Продолжается шефство над памятниками погибшим воинам.

 Ежегодно 9 мая, здесь проводятся пионерские линейки, ребята читают «Реквием», произносят слова клятвы.

 

19 мая 1971 года вся пионерия страны отмечала свое пятидесятилетие.

Наша дружина с песнями, с флагами двинулась к памятнику погибшим воинам, где все пионеры возложили цветы и произнесли клятву. Затем все пошли на площадь, где зажгли 50 пионерских костров. На празднике присутствовали гости с колхоза «Раздолье», шефы с  г.Первомайский, а также преподаватели Харьковского танкового училища. Пионерам были вручены подарки: гармоника, транзистор, настольные игры.

В 1972 году активно и результативно потрудились учащиеся на коммунистическом субботнике. Всего перечислено в фонд пятилетки 300 руб, Кроме этого сдано:

- металлолома – 11 т

-  макулатуры – 850 кг

- куриного помета – 4 т

- распространили худ.литературы на сумму – 45 руб.

 

Наша школа приняла участие  в районных мероприятиях и заняла неплохие места:

- по физике – 1

- по истории, рус.литературе  – 2

- по химии – 4

- по бальным танцам – 2

- по футболу – 2

Дружат пионеры и со своими шефами из Беляевской сельхозтехники. Недавно  они побывали у них в гостях, выступили с концертом.

На фото: в спортзале Раздольской школы

С 1971 по 1975 годы окончило восемь классов – 125 учащихся. Из них обучалось в общеобразовательной школе – 65%, в ПТУ и СПТУ со средним образованием – 12% (согласно плана райисполкома) и в вечерней школе – 23%.

С 1973 г. школа работала по кабинетной системе.

 С помощью шефов было оборудовано 9 учебных классов.

 В оборудовании кабинетов активное участие принимали родители Зуев Виктор Григорьевич, Иванов Михаил Иванович, Иванов Иван Васильевич, Зуев Григорий Антонович, Шабанов Илья Степанович, Говтва Пантелей Наумович, Сергеев Владимир Митрофанович,  Козлов Иван Петрович и др.

В учебных кабинетах установлены технические средства обучения:

-  кинотеатров – 4

- проигрывателей – 4

- аппарат «ЛЭТИ» - 1

- эпидиаскопов – 2

- фильмоскопов – 8

- магнитофонов – 2

С помощью шефов «Гидропартии №7» и учителя трудового обучения Иванова Владимира Ильича была оборудована учебная мастерская на 30 рабочих мест. 

В учебной мастерской установлены и работают станки:

- токарных по металлу – 6

- фрезерных – 2

- токарных по дереву – 2

- стругально-фуганочных -2

- верстаков – 5

- тисков – 10

- точило - 1

Воспитание и обучение на трудовых традициях было в центре внимания всего учительского коллектива

Трудовые навыки и любовь к труду прививались на кролеферме, пришкольно-опытном участке. Ежегодно школьники сдавали со школьной кролефермы по 120-150 кг диетического мяса.

В августе 1977 г на кролеферме было 64 кролика весом 2-2,5 кг.

На снимке: учащиеся «юннаты» на школьной кролеферме.

Дежурство по кролеферме распределялось между классами. Ходить кормить кроликов приходилось даже  в выходные дни.

Пришкольный участок в 2,5 га был одним из лучших в районе. Продукция, выращенная школьниками, сдавалась на школьную столовую, а сахарная свекла по 18-20 т через колхоз – в Беляевский приемный свеклопункт.

На снимке: школьный огород  располагался возле школы. На фото это место выделено штриховкой.

Весной силами учителей, учеников и техработников школы огород засаживался картошкой, кукурузой, помидорами, свеклой  и т.п.  Летом, иногда,  «трудовую повинность» на нем отбывали те,  кто не смог с первого раза сдать экзамены.  А по осени, на уроках труда,  школьник  выходили собирать урожай.

 

Трудовые навыки и любовь к труду учащиеся приобретали на полях и фермах колхоза «Раздолье».

 Ежегодно школьники обрабатывали по 150 га подсолнечника, по 50 га кукурузы.

Специальная бригада мальчиков в количестве 30 человек работала на животноводческих фермах по ремонту механизмов и на трудоемких работах.

 

О да, «специально бригада мальчиков» это первый жизненный опыт работы за деньги! Приходил он, как правило,  в 4-5 классе. Причем,  по доброй воле и с охотой.  Сидеть летом дома и бездельничать было не «комильфо», особенно, когда твои сверстники ходят на работу. 

Задача «специальной бригады мальчиков» на фермах была следующая: когда коров выводили в летний лагерь, то зимние базы подвергались очистке и ремонту.  Длинный цепной механизм по удалению навоза из коровьего стойла разбирался на звенья и подвергался ручной очистке от засохшего навоза. Собственно, это и была та самая «трудоемкая работа»,  за которую «специальная бригада мальчиков» получала зарплату.

Особо предприимчивые  «мальчики»  также шастали по базам и собирали пустые бутылки, оставленные скотниками, чтобы сдать их в магазин.

За месяц такой работы можно было заработать до 50 рублей и купить себе недорогой транзисторный радиоприемник. 

По факту,  деньги в колхозной кассе за детей получали родители,  и весь детский заработок  уходил, как правило, в семейный бюджет.

Первая половина лета уходила на работу на базах, а во  второй половине лета начиналась  уборочная и школьники работали на току и жнивах.

Еще раз, работа на летних каникулах в колхозе у школьников была добровольным желанием , но считалась «крутым» занятием. Лично я не помню ни одного «бездельного» своего лета с 4 класса и до самой армии.

 

Средства, заработанные в колхозе, за сданный металлолом, реализацию продукции с пришкольного участка, с кролефермы поступали на спецсчет  №14 Первомайского Госбанка.

Ежегодно на этот счет поступало по 3 тысячи и более рублей. Расходовались эти средства на оборудование учебных кабинетов, оформление школы, приобретение наглядности, ТСО.

За 1973-76 годы школа закупила на 11406 рублей 73 копеек наглядности и другого оборудования кабинетов.

В закупке и завозе школьной мебели, наглядности и расстановки мебели по учебным кабинетам, спортзале, учебной мастерской активное участие принимали учителя Черевко Елена Семеновна, Говтва Е.Н.,  Иванов Владимир Ильич и др.

На снимке: передняя стенка кабинета истории и основ государства и права

 

Работа по кабинетной системе резко повысила качество учебно-воспитательного процесса в школе, укрепилась учебно-материальная база школы.

В кабинетах сконцентрировалась вся учебно-педагогическая и методическая литература. Улучшились условия труда учителей и учащихся.

Все учителя прошли курсовую переподготовку, получили права кинодемонстратора.

Борьба за качество знаний, за утверждение активных жизненных позиций учащихся было главной проблемой школы.

классы

количество

количество учащихся учится

"5"

"4" и "5"

"3"и "4"

"3"

"2"

% коэффициент знаний

1

18

4

8

6

­

­

66

2

7

1

4

2

­

­

71

3

10

1

5

4

­

­

60

4

19

­

6

12

1

­

31

5

16

1

8

9

­

­

47,7

6

24

2

7

14

­

­

41,6

7

31

2

­

22

­

­

29

8

25

1

6

12

­

­

28

Всего:

150

           

 

Данные таблиц показывают качество знаний по годам

С 1971 г. оно повысилось в 1976-77 учебном году на 122%

данные

1971

1972

1973

1974

1975

1976

1977

% успеваемости

98,6

99,5

99

99,4

100

100

100

% обучаются на "5" и "4"

31,6

30

33

38

36

41,3

43,4

% охвата 9кл., 8 кл.

50

33,3

76

79

57

72

62

% охвата средним образованием

73

85,3

100

100

100

100

100

 

С 1962 года в школе работает Рябоконь Вера Александровна.

Прочные и глубокие знания у ее воспитанников. Учительница впитала в себя все лучшие, что было в школе. Училась у старших учителей, обменивалась опытом, систематически работала над повышением своего идейно-политического уровня и стала мастером своего дела.

Вера Александровна  разнообразит типы и структуру уроков. Она обеспечивает активную учебно-мыслительную деятельность учащихся. Применяет разнообразные формы и методы работы с контурными картами, атласом, учебников и ТСО.

Вера Александровна проводит большую работу по распространению научных и педагогических знаний среди населения. Она является секретарем первичной организации общества «Знание», лектором.

На снимке: Вера Александровна проводит урок географии.

Внизу – задняя стенка кабинета географии

 

Вот история одного из классов, который выпустила Вера Александровна в 1980 году. 

На фото внизу: выпускники 1982 года Первомайской СШ-1.

Среди них больше десятка человек – это бывшие ученики Раздольской школы. 

Как раздольцы попали в ПСШ-1?

После восьмилетки, те кто хотел идти в старшие классы подали документы в Беляевскую СШ, как и делалось, в основном,  в предыдущие годы.  

Всего  в Раздольской восьмилетке  в 1980 году выпускалось 19 человек и только 10 из них решили идти в старшие классы.  Остальные выбрали ПТУ и техникумы.

В Раздолье школа была русской.  В Беляевской СШ  были классы русские и украинские. Но то ли не хватило учеников для отдельного русского класса, то ли избыток людей в уже имеющемся русском классе...  Вообщем, ребята пришли в начале сентября в беляевскую школу, а оттуда их всех отправили учиться в ПСШ 1.

С тех пор никто из раздольцев не получал среднее образование  в Беляевкой СШ, аж то тех пор, как в селе не закрыли школу в 2010 году.

 

Хорошим учителем, товарищем и другом для учителей и учащихся стала Говтва Екатерина Николаевна – учительница биологии и химии.

Екатерина Николаевна на уроки биологии и химии проводит на высоком уровне. На каждую тему урока она составила тематические карточки, раздаточный и дидактический материал.

Рассказ учителя, демонстрация образцов растений, гербарий, диафильмов и кинофильмов, наблюдения учащихся, беседа, самостоятельные выводы учащихся, беседа о результатах наблюдений, записи на доске и в тетрадях – таковы основные виды работ, применяемые Екатериной Николаевной.

Она руководит работой учащихся по уходу за кролями, на учебно-опытном участке, в озеленении школьного двора и пришкольного участка. За отличную работу на учебно-опытном участке, по выращиванию высоких урожаев овощей, картофеля и сахарной свеклы за 1974 – 1977 годы Екатерина Николаевна удостоена правительственной награды – медали.

На снимке: урок биологии с применением технических средств обучения проводит в учебном кабинете Говтва Екатерина Николаевна – одна из старейших учителей школы (с 1954 г)

 

В школе было организовано две группы продленного дня по 35 учащихся в каждой группе. Интересно, увлекательно в группах работали воспитатели Сарычева Лидия Павловна и Карлюк Людмила Ивановна. В группах продленного дня были созданы нормальные условия для отдыха, развлечений и подготовки домашнего задания. Выделена специальная комната для отдыха и развлечений. Учащиеся регулярно посещают группы и с удовольствием выполняют режим дня.

На снимках вверху: Сарычева Л.П проводит занятия по внеклассному чтению

Внизу занятия второй группы. Идет просмотр диафильма «Религия в древней Греции"

 

В 1976-77 году школа добилась хороших результатов по всем показателям.

На районных предметных олимпиадах по всем предметам школа заняла 1, 2 и 3 места.

Например:

- по истории и основам государства и права – 2 место

-  географии, физики – 1 место

- русскому языку и литературе – 3 место

-  химии, биологии – 1 место.

Из 156 учащихся на 4 и 5 занимались 43,4%.

Все дети школьного возраста учились, выпускники продолжали учиться в других учебных заведениях, получая среднее образование.

С целью обмена и распространения опыта работы школы, по поручению зав.Первомайским РОНО Клесовым В.А. директору школы Ивановой Т.П. было дано задание: составить письменный анализ учебно-воспитательного процесса с фотографиями за 1975-78 и 1976-1977 учебные годы.

Такой отчет – анализ был сделан в специальном переплете и отправлен в Харьковский областной отдел народного образования.

На снимке: одна из фотографий альбома. Группа учителей после экзаменов в коридоре.

Слева направо: Мещерякова А.Е – учитель  1-3 классов, Говтва Е.Н. – учитель биологии и химии, Давыденко В.П – воспитатель интерната, Мирошниченко А.Ф. – учитель русского языка и литературы, Иванова Т.П. – директор школы, учитель истории, Полякова Е.Н. –старший пионервожатый,  Москалевич Н.К. – учитель украинского языка,  Дмитриева А.М – учитель начальных классов

 

Выпускники 1976-77 учебного года. Их было 31. Все они продолжили учиться по разным каналам и получили среднее образование.

Школа дала им трудовую, нравственную и идейно-политическую закалку.  Многие остались работать в сельском хозяйстве. Рожкова Анна – трактористка, Сабуров В – учится в с/х техникуме, Рябоконь Ст. – будущий инженер строитель., Майорова Лена – ст.пионервожатая,  Мантула Г – зав.   Раздольской почтой, Слюсаренко Зоя – продавец Беляевского сельпо, Тутова Света –зав . Раздольским сельмагом, Кобиняк В – шофер к-за «Раздолье», Власова Таня – зав. приемным пунктом в доме быта с.Раздолье,  Филоненко  В – шофер с-за «Краснопавловский»

 

В отличие от городских школ, беззаботное школьное детство в селе, в те времена, заканчивалось довольно рано.

После окончания восьмого класса у детей был невелик выбор - продолжать учебу в старших классах в Беляевской СШ или Первомайской СШ №1.

 Или же ехать получать среднее образование и попутно рабочую специальность в ПТУ.  Как правило - в Панютино или Первомайском. И лишь немногие из выпускников Раздольской восьмилетки отправлялись за средним образованием в Харьков - техникумы, ПТУ и другие училища. 

Любой из выбранных вариантов предполагал шаг в самостоятельную жизнь с выездом далеко за пределы села.

Для несформировавшейся детской психики это был стресс, связанный с выходом в чужой, иногда враждебный к сельчанам и колхозникам социум. Поездки в общественном транспорте (электричке) в незнакомые населенные пункты -  это свобода и искушения, бесконтрольность и постоянная опасность.

 

Но то относительное простое время уже далеко позади.

Современность ломает психику раздольской детворы теперь куда еще раньше. Прямо с первого класса, а то и детского сада.

Дело в том, что Раздольская школа, после своей, более чем,  вековой истории закрыта.

Благо что еще не разрушена и до конца не превращена в скотный двор.

Местной же детворе  за знаниями ежедневно приходится ездить в Беляевский НВК.

 

Давайте подведем итог, что потеряло село, когда закрыли школу.

1.     Потерялись рабочие места – педагогический коллектив, технический персонал.

2.     Прервалась вековая традиция села и связь времен.

3.     В Беляевской школе, куда сейчас возят раздольских детей учиться,  никто и никогда не привьет им любовь и гордость к собственному населенному пункту, никто не расскажет им историю села. У них не будет, в отличие от нас, учившихся в Раздольской школе, теплых воспоминаниий о годах проведенных в школьной громаде. Воспоминаний, которые даже спустя десятилетия отъезда из села, магнитом тянут на «малую родину».

4.     У молодежи пропал естественный стимул оставаться жить в селе и рожать детей. Село будет постепенно вымирать.

5.     Любое школьное мероприятие, волей-неволей объединяло громаду. Нет школы, нет  школьных событий - нет полноценной громады. Люди в селе разобщаются.

 

Повысится ли качество знаний раздольских детей, после того как они стали получать образование не в малокомплектной школе, а  в «полноценном» Беляевском НВК?

Вопрос спорный и даже очень.

1. Как я уже упоминал выше, раздольские дети в чужих стенах чувствуют себя ущербными и вряд ли на этом психологическом фоне способны полноценно осваивать учебный материал.

2. Когда  ребенка отвозят далеко от дома, то первое, что его волнует, не то что ему рассказывают на уроке, а мысль как бы быстрей смотаться домой.   По этой причине, старшеклассники не досиживают до конца уроков и ближайшей электричкой отправляются домой. Про внеурочную жизнь речи даже не идет.

3. Существенно ослабевает родительский контроль за детворой и связь учитель-родитель. Учителя годами не видят родителей учеников из Раздолья. Если в селе вопросы родительского контроля решались на бытовом уровне, то при выезде детворы из села контроль теряется, а связь родителей с учителем обрывается.

4. Основное. Как показала история Раздольской школы, тот кто хотел и желал учиться, он учится и добивается успехов независимо от того полноценной или неполноценной была ли его начальная школа. Перед вами в фотоленте прошла история обычной сельской школы. Среди выпускников которой много людей достойно занимающих или занимавших высокие ранги, как в государственной системе, в бизнесе, летчики, художники, крупные банкиры да и просто достойные и законопослушные люди.

 

Сейчас комплекс зданий Раздольской восьмилетней школы еще стоит.

На снимке: Обратите внимание на ямы в траве на переднем плане фотографии. Это остатки окопов опорного пункта времен второй мировой войны. Место, где в школьные годы было удобно сачковать уроки.

 

Несколько лет, после закрытия школы, в здании располагался… молочный цех, по слухам, под «крышей» бывшего руководителя района. С уходом старой власти исчезло из здания и молочное производство. Что может остаться в бывшей школе после чужих арендаторов, несложно догадаться.

В данный момент здание пока содержится и охраняется за счет бюджета района.

Что будет с ним дальше?

Если здание передадут на баланс Раздольского сельского совета, то лично я  уверен, что школу ждет судьба детского сада и дома культуры с.Раздолье – со временем останутся одни развалины. Если только сам сельсовет вдруг не задумает переехать в это здание.

Поскольку школа располагается в географическом центре села, то лично мне мечтается, чтобы в ближайшем будущем и возрождение села началось с возрождения Раздольской школы.

 

 

P.S. Спросите, а как же сложилась судьба автора  этой публикации по окончанию Раздольской восьмилетней школы?

 Расскажу, не постесняюсь. Окончив восьмилетку с похвальной грамотой от районо, у меня была мечта изучать где-нибудь радиотехнику.

Но в  Харьковском радиотехникуме не оказалось общежития для иногородних.  А в ПТУ, где учили на радиомехаников,  сказали:  приходи после 10 класса.  

А тут и жатва в колхозе подоспела. А я же с седьмого класса, каждое лето работал помощником комбайнера.

Одним словом, недосуг ездить-искать, где учиться дальше.

И тут на исходе лета, по наводке моего товарища, подкатывает к моему двору какой-то дядька на мотоцикле «Иж»:

- Ты выпускник школы? Хочешь в новом ГПТУ учиться? У нас даже стадион с дренажной системой!  Ты же спортсмен?

 - Да мне бы на радиомеханика...

 - Так у нас и на электриков учат! Неси сюда свои документы и приезжай 1 сентября на занятия.  Считай,  ты уже  принят. Ты нам подходишь.

 

Отдал я документы. Приехал 1 сентября в Первомайский в  ГПТУ-29  в 55м общежитии на 1/2 мрн. Собрали нас и отвели толпой в новый корпус на Октябрьской: "Теперь ГПТУ здесь"

 Распределяют по группам:

- Ты на кого учиться будешь?

-  Мне на электрика надо…

 - На электриков учат только после 10го класса. Будешь учиться на электросварщика. Там тоже всё с электричеством связано.

Вот, собственно, и вся история выпускника Раздольской восьмилетки.

Мужик на мотоцикле «Иж», который "развел" меня на ГПТУ-29 - засланным из города казачком оказался. Самым натуральным  -  Козачок Г.П.

Ну а что было потом, вы, наверное, уже знаете из  этого интервью.

Панов Евгений©март,2016

 

Фотоверсия альбома Раздольской школы «Народное образование за 50 лет Советской власти»

Последнее обновление 01.03.16 23:10  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии 

 
+6 #1 Красовелло 02.03.2016 14:53
Подобные альбомы, хранятся в каждой школе и скорее всего, никому до них нет дела потому что по сути считают за хлам. Не плохо было бы, если кто-то из работников этот "хлам" оцифровал и выложил как минимум на сайте школы. Уверен, желающие полистать историю найдутся.
Увлекательный вышел очерк, прочитал с удовольствием. Фотографии, словно машина времени. С кучей занимательных деталей и интересных, пусть и не знакомых персонажей. Зачёт!
Цитировать
 
 
+6 #2 IP 02.03.2016 17:30
У бумажных альбомов есть один существенный недостаток - на них хрен кого разглядишь. :-)
Когда мы с друзьями листали этот альбом, то распознали в нём едва ли с полдюжины лиц.
Когда же я оцифровал фото и появилась возможность увеличить снимок, то - как "пелену с глаз" сняло.
На фото много моих одноклассников, старших и младших друзей.
Фото открытия школы вообще уникальны. Я распознал на нем почти всех первоклашек.Этот класс хоть и был на год старше моего, но мы конечно же дружили в детстве. Думаю, вряд ли у кого из них есть эти фото.

Поэтому, такие фотоальбомы оцифровывать надо обязательно! Как минимум на память друзьям.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить