первомайський харківська область

Первомайський Харківська область

Колесо истории Первомайщины

 В канун 150-летия станции Алексеевка (ныне - Лихачево), появление которой стала отправной точкой для возникновения  города Первомайский, считаю важным порассуждать на одну важную тему. Тему памятников в нашем городе.

 Городок у нас небольшой, относительно молодой.  Памятников архитектуры - "днём с огнём".

Обычных же памятников – «раз-два и обчелся». Связаны эти памятники в  основном с войной, защитниками Отечества и  прочим  парамилитарным и погостным символизмом.

После того как в кампанию декоммунизации сняли ржавый барельеф мужа Крупской с крыши многоэтажки и убрали его каменного двойника на площади у бывшего райкома КПСС, количество памятников в городе из состояния «раз-два и обчелся» резко  сократилось  до состояния - «раз и обчелся».

Как-то в начале года  меня втянули в закрытое обсуждение по поводу выбора символа нашего города. Кто-то задумал создать брендбук Первомайского.  ? понеслась обсуждаловка - что же выбрать логотипом Первомайского.

Большая часть обсуждений тёрлись вокруг Алексеевской крепости и рода Лихачевых.  

Мои "пять копеек" в этой дискуссии сразу же затюкали, как нечто примитивное.

А суждения мои касались следующего факта.

Город наш небольшой и относительно молодой. ?стории – кот наплакал. Но очень хлебосольный, в прямом смысле слова.

Хлебный – потому что, выращиванием и переработкой зерновых в нашем районе и городе не занимается только «слепой, хромой и косой» (и то не факт). Количество промышленных и частных хлепопекарен и мельниц на душу населения зашкаливает.

А сольный – потому что был непродолжительный период времени в истории города, когда соль влияла на промышленное развитие наших мест. В советское время возле города был построен химкомбинат, который черпал сырье для производства своей продукции из местной земли.

В подземный соляной пласт закачивалась вода и соляной раствор выступал в качестве основного ингредиента для производства хлора и прочей сопутствующей хрени из таблицы Менделеева.

Но, слава истории, те страшные времена для местной экологии уже позади и от химкомбината осталась только груда щебня.

Основная экономика нашего региона всегда была связана с агропроизводством и земледелием. Так было с самых первых лет заселения наших мест. Так продолжается и до сих пор.

Мимо пронеслись полтора столетия истории, войны, индустриализация, постиндустриализация.... А местный люд, из поколения в поколение, бредёт на свой огородишко, или выгоняет свой трактор/комбайн в поле и... кормится оттуда. Кормится так хорошо, что остаются излишки, которые определяют экономику наших мест.

В религиозных учениях Востока (индуизме, будизме и т.п.) существует понятие «сансара», которое переводится с санскрита, как - «блуждание, странствование») и которое примитивно можно охарактеризовать как - «колесо истории»

Куда бы мы не шли развивая экономику своего места проживания, но в этом историческом пути мы все-равно останемся регионом базово связанным с земледелием и агропроизводством.

Такова наша судьба и историческое предназначение. Проще говоря – карма. ? в этом факте нет ничего плохого, примитивного или унизительного.

Разве плохо, что продукт, который выращен  или переработан в твоём районе,  потребляют в пищу в разных частях земного шара?

Наоборот, не каждому месту планеты Земля выпала такая честь. Поэтому этим фактом стоит и должно гордиться.

? именно этот факт обязан быть трендом определяющим развитие туристической привлекательности региона.

Бескрайние просторы полей созревающих зерновых и других агрокультур, современные технологии возделывания почвы и уборки урожая, промышленная и традиционная переработка зерна и его хранения.

Это ведь интересней, увлекательней и насущней, чем тоска по промышленному гиганту отравляющему природу, выпячивание остатков сомнительных фортификационных сооружений и насаждение идеологических памятников, с неприсущим нашему населению воинствующим подтекстом…

В этом-то и есть парадокс. Город молодой, памятников – кот наплакал. А те памятники и памятные знаки, что есть, в основном, связаны с военной тематикой. Словно, живем мы не на земле мирных хлеборобов и аграриев, а на землях воинствующего племени. 

Скажу честно, я с прошлого века не был в городском музее. Мне местному его сложно найти в каменных джунглях микрорайонов, а приезжим - это вообще нереально.

Крайний раз был в местном музее, когда он еще располагался в маленьких уютных комнатушках, в здании у вокзала.

Но  изредка с интересом рассматриваю попавшие в сеть фотографии с музейных экспозиций. Есть там отдельные экспозиции про какого-то приезжего узника концлагеря,  про… Рериха, который «ни сном не духом», что есть такой город Первомайский…  Но не вижу там экспозиции об истории земледелия и хлеборобства в наших местах. Хотя, по моим убеждениям, эта тема заслуживает целого отдельного музея.

Кстати, в старом музее, который был возле вокзала, имелись экспонаты связанные с земледелием.

 

Но все же есть единственный памятник  в городе,   косвенно связанный с зернопереработкой и тем, что доминирует в экономике здешних мест.

Правда, мало кто из горожан его видел, потому что расположен он в промзоне города. Он не единожды внесен в Книгу рекордов Украины.

Возле  проходной компании Терра стоит самый большой казан не только в Украине, а и, пожалуй - в Европе.  В нем неоднократно варили кашу из выращенного на наших полях урожая.

? пока это самый логический памятник в нашем городе.

Пора бы уже отдать должное земле-кормилице и ее труженикам .  Они этого заслужили более чем за полторы сотни лет нелегкого, но благородного труда.

 Хочется верить, что казан возле «Терры» - начало новой эпохи знаковых памятников в нашем городе и нового туристического тренда в наших краях.

Ну а что касается брендбука и символа города. Наш земляк историк Андрей Парамонов предлагал весьма интересный вариант – колос и мельничное колесо. Тут тебе и сансара - «колесо истории» и все то, с чего началась история нашего города и продолжается до сих пор.

Остатки паровой мельницы генерала Лихачева до сих пор возвышаются над станцией его имени. Как немой намек на наши размышления о брендбуке Первомайского:  все уже давно придумано до нас – бери и пользуйся.

С юбилеем вас, земляки-первомайцы, жители хлеборобного сердца Харьковщины!

Зрите в корень, храните свою историю и гордитесь ею!

Панов Евгений©сентябрь,2019

Comments:

Последнее обновление 13.09.19 07:39