первомайский харьковская область

Первомайский Харьковская область

Город Первомайский: история и ребрендинг

Чем ближе к концу у исполнительной власти deadline исполнения "Закона о декоммунизации.." тем острее становится вопрос: стоит ли переименовывать город Первомайский? Тем острей становятся дисскусии на эту тему и кардинально противоположней выстраиваются точки зрения.

Чаще - мнения и варианты высказываются основываясь на личностном восприятии и убеждениях. Реже - на историческом фактаже и объективных суждениях.

Давайте вместе попытаемся разобраться в вопросе возможного переименования нашего города, что бы хоть как-то разложить всё по своим полкам.

 

Начнем с самого начала: Можно ли название "Первомайский" относить к «коммунистическому тоталитарному наследию»?

Можно зарыться с адвокатами в бесконечные рассуждения и доказательства обратного, но если честно смотреть историческим фактам в глаза, то в наших краях, Первомай - это 100% продукт коммунистической идеологии. 

Если исследовать природу праздника, то легко узнаете, что традиция родилась в конце 19 века в США с неудачного протеста группы анархистов. Что странно, в самой Америке этот "праздник" не прижился даже среди трудящихся.

Но зато идея объединения рабочего класса за свои трудовые права была удачно подхвачена российскими национал-социалистами и прочими поклонниками левых взглядов из других стран и ловко уложена в коммунистическую идеологию солидарности "пролетариев всех стран". Выступив таким образом "тимбилдинговой" идей для основной опоры большевизма - рабочих и крестьян.

Цитирую Википедию:

«…В Российской империи Первомай как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками….

На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистические войны!...»

 

С 1918 года 1 мая официально считался праздником у пришедших к власти коммунистов и носил название День Интернационала.

Затем - Праздник международной солидарности пролетариата (1930 год)

Затем - Боевой праздник международного пролетариата (1943 год)

Затем - День всемирного праздника трудящихся (1946 год)

И лишь с 1972, когда идея-фикс о победе всемирной пролетарской революции окончательно была похоронена, Первомай стал называться Днем международной солидарности трудящихся — Первое Мая.

Цитата из Большой Советской Энциклопедии:

«В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. В день первого мая трудящиеся СССР «выражают свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества»»

 

Таким образом, когда в далеком довоенном времени большевики при Лихачевской машино-тракторой станции создавали коммуну под названием «Первое Мая» (которое потом перешло по наследству и трансформировалось в название «Первомайский»),  то они не столько думали  "о солидарности трудящихся",  сколько - мечтали о скорой победе Интернационала, идеях коммунизма во всем мире  и пролетариате, как "гегемоне мировой революции".

 Цитата с сайта Первомайской РДА:

«У вересні 1929 року з ініціативи активістів-бідняків М.П.Брусенцова, К.А.Толокнеєва, К.В.Федосеєнко й інших у селищі Лихачове була організована сільськогосподарська артіль «Перше травня», що незабаром укрупнилася за рахунок колгоспів «Наш шлях» і «12-річчя Жовтня», розташованих у сусідніх селах Маслівці та Грушине.»

 

Первомай же до сих пор отмечают во многих станах мира, но уже наполнив эту весеннюю традицию совсем другим смыслом.

Ответьте честно сами себе, как в государстве хоронящим наследие коммунистической идеологии можно считать неидеологическим праздником, к примеру, День Защитника Отечества 23 февраля, если вы знаете, что он учрежден в память о боевом крещении Красной Армии под Псковом и Нарвой?

Только «упоротые» апологеты, ностальгирующие по прежним временам, не готовы замечать столь очевидные факты с глубокими идеологическими прокоммунистическими корнями.

Если вы воспринимаете логику вышесказанного, то подумайте: стоит ли оставлять городу  название придуманное и навязанное коммунистической манией малограмотных «активістів-бідняків», пришедшими к власти в результате вооруженного октябрьского переворота. И потом "гордо" нести это недоразумение еще долгие годы, передавая по наследству из поколения в поколение?

1 Мая - праздник насильно привитый нашему обществу коммунистической идеологией

 

Ребрединг – это панацея?

Нет не панацея. Но, как минимум, возвращение исторической справедливости и билет в цивилизованное пространство.

 

Почему именно сейчас?

У нашего населенного пункта уже был однажды шанс изменить свое невыразительное, и скажем честно, совсем неудачное с точки зрения стилистики и топонимики название,  в начале 90х.

Тогда, в постперестроечное время и время обретения независимости нового государства,  громады многих населенных пунктов активно отказывались от искусственных идеологических топонимов и возвращали исторические названия. Но тогда власть этого не сделала, а громада не настояла.

Сознательность  и активность общественности в первые годы посттоталитарного режима была  размыта либо безразличием, либо борьбой за собственное выживание в галопирующей инфляции и смене идеологических ориентиров.

 Второй шанс выпал нашему городу лишь 25 лет спустя, на волне всеобщей декоммунизации в Украине.

Если мы его не используем сейчас - будет ли третий шанс? И - когда?

Из двух десятков городов  Харьковской области, только Первомайский носит не историческое, а - искусственное название.

Можно возразить мне и сказать, что Первомайский - самый молодой город в области, был построен чуть ли не на пустом месте, следовательно, и исторического названия не имеет.

 Но давайте вместе попробуем проанализировать историю возникновения нашего населенного пункта и докопаться до корней  "рода своего". Благо, на сегодняшний момент уже  вполне достаточно открытых и доступных источников и исследований.

 

Немного истории родного края

 

Давайте начнём, прямо с  "до нашей эры"

Историками установлено, что примерно до IIIв. до нашей эры в наших краях обитали киммерийцы. Остатки их бронзовых орудий труда и захоронений были неоднократно обнаружены вдоль реки Берека и на окраинах сел Отрадово и Берека.

Остатки трех поселений скифовской культуры (скифы вытеснили и поработили киммерийцев), были найдены возле села Верхний Бишкин.

Свои железные орудия труда и следы со времен II века до н. э. оставили нам сарматы в кургане возле села Раздолье.

Исторических названий с тех времен к нам, увы,  не дошло.

 

Средние века.

В средневековье местность в нашем районе, как и основная часть Левобережной Украины, была в основном не заселена и носила условное название Дикое Поле.

Дикое, потому что неоднократно подвергалась набегам кочующих племен татар. Которые разоряли поселения и угоняли жителей в рабство. С этими временами связано появление в наших краях торгово-транспортного пути под названием Муравский шлях.

Муравский шлях, наравне с Изюмским и Кальмиуским шляхами, был одним из элементов знаменитого торгового пути «из варяг в греки», по которому с севера на юг и обратно доставлялись товары  и соль.

По одной из версий, название «Муравский» происходит от слова «мурава»  - густая трава, которая сопровождала караваны на всем пути по нашим местам.

Частные лесные насаждения, которые мы наблюдаем в наше время в нашем районе – это уже последствия возделывания почвы. Когда начали массово распахивать верхний слой земли, сильные ветра, характерные для нашего региона, стали выдувать плодородный слой почвы и сдувать снег, так необходимый для удержания влаги в почве. Поэтому в середине прошлого века начали насаждать защитные лесополосы.

До этого же времени привычным пейзажем на многие десятков километров были бескрайние луга,  редкие перелески и крутые холмы.

По иной версии, имя шляха связывают с татарским ханом Мурафом, который собственно и проложил этот путь и безнаказанно хозяйничал на нем.

Условно говоря, нынешняя автотрасса Мерефа-Лозовая  и ж/дорога проходят по Муравскому шляху.

 

Почему именно в наших краях проходила часть  Муравского шляха?

По здравой логике, все дороги в древние времена проходили по пути наименьшего сопротивления естественным складкам местности. Чаще всего,  такие места можно встретить на водоразделах рек.

Если объяснять доступными словами: если справа и слева от вас река – вы, естественно, будете идти строго посередине между ними, чтобы не пересекать водную преграду.

Так вот, нынешний город Первомайский стоит строго на водоразделе двух великих рек – Днепра и Дона.

Если на севере города за 4-6 мрн в пос.Высокий вы пересекаете ручей, который называется река Орелька и которая несет свою воду в бассейн рек Орель-Днепр-Черное море.

То на восточной и северных окраинах города вы можете сходить в лесные овраги и попить водичку из источников, которые несут свою воду в бассейн рек Берека-Северский Донец-Дон-Азовское море.

Если проводить по карте строгую линию водораздела вышеуказанных рек, то она разрежет существующий жилмассив города строго по диагонали: от ХПП со стороны Лозовой до дороги на свалку между 3 и 6 мрн.

Согласитесь, интересный факт!

Если применить этот факт к текущим геополитическим событиям, то констатируем - город стоит строго на переломе двух культур: западной и восточной.

 

 Вот именно по таким местам и проходил Муравский шлях.

И это самый древний топоним, который связан с нашей местностью.

Но, поскольку долгие времена из-за постоянного набега кочевников селиться возле шляха было небезопасно, то  упоминания о первых населенных пунктах в наших краях историки относят к 17 веку.

 

Решение построить укрепленную линию с системой крепостей, защитных валов, редутов и реданов, которая могла бы защищать от постоянных набегов орды,  позволить полноценно осваивать Дикое поле и позволить расширять границы владения Московского государства было принято в 1970 году. Так с 1731 года в наши края со всей близлежащих земель начали сгонять подневольных и служивых на рытье крепостей  и защитных валов. Именно события тех лет и стали отправной точкой к активному заселению наших мест.

 

Цитата с сайта Первомайского городского музея:

«Согласно архивным материалам: «Полки, стоявшие в Береке, строили крепости в Ефремовке и Алексеевке, а также возводили валы и редуты между этими крепостями. В 1736 году этот участок линии был закончен и полки майора Д.П. Колюбанина, Орловский, Л. Перфильевича и С.П. Шенкина, оставив гарнизоны в редутах и крепостях, военных поселян в слободах при крепостях и новую церковь в Береке, ушли на другой участок линии»»

 

Это было вполне естественно, поскольку Берека была ближайшим населенным пунктом к  строящимся крепостям.

По мере строительства, рядом с крепостями образовывались и поселения.

Описывать подробно, как происходило планирование и строительство Староукраинской защитной линий нет смысла – вы легко найдете массу источников по этой тематике в сети.

Вот например статья «Алексеевская крепость Украинской укрепленной линии: история и современность» на сайте Первомайского исторического музея.

На нашем  же сайте до сих пор самый популярный отчет по этой теме – это «Тур де по Фортецям», которые мы осуществили несколько лет назад.

 

Отмечу лишь один факт.

То фортификационное сооружение, которое мы сейчас называем Алексеевской крепостью изначально (не менее 15 лет) носила название Берецкой крепости.

О чем свидетельствуют обозначения на картах

…1736 года

 

…и 1745 года

И лишь позже,  крепости было дано имя Святого Алексея, а слобода  возле крепости стала называться Алексеевкой.

 

Святой Алексей в христианской культуре персонаж весьма неординарный.

Если кратко пересказать его жизнь, по получится следующее: родился в Италии в богатой семье, вырос. В день своей свадьбы оставил свою жену и ушел бродяжничать, побираться и молиться богу. Судьба забросила его в Сирию, где он прожил в такой аскезе 17 лет. Затем на кого-то снизошла благая весть, что Алексий – посланник бога. И к нему пошли верующие со своими проблемами и чаяниями. Не выдержав данной миссии и славы, Алексий решить уехать куда подальше, где бы мог жить вдали от людского внимания. Но корабль, которым он плыл на восток, попал в сильнейший шторм и был разрушен. Волею судьбы Алексия прибило к берегам родной Италии. Обратившись за подаянием в родной дом, он не был узнан своими родными. Но в доме ему было выделено место для обитания и постоянный кусок хлеба в обмен за работу по хозяйству.

Так прошло ещё 17 лет. За это время он так и не был опознан, ни  родным отцом, ни матерью, ни собственной женой.

И лишь когда слуге, кормившему его, был послан месседж с небес о том, что Алексий не простой человек, а помазанник божий и пропавший много лет назад член семьи, его опознали. Но было уже поздно, так как Алексий уже представился Всевышнему.

Позже его канонизировали и возвели в лики святых.

Такая вот интересная история об исторической личности.

 

 Вернемся к крепостям.

Как видим из статистики тех лет, слобода в верховьях реки Береки была самая многочисленная.

 

Ведомость, какое число и в каких именно селениях состоит однодворцев, обращенных в сие звание из казаков бывшего Екатеринославского войска и сколько имеют они, равно и не бывшие в казаках, причисленные до того, и после переведенные из разных мест однодворцы, и прочие казенные поселяне вообще и порознь, подселением земли и по сколько оной на каждую душу причитается.

А именно
Змиевского уезда
в селениях

число душ мужского пола

во владении их удобной земли

по сколько из оной на душу причитается

однодворцев обращенных в сие звание из казаков

не бывших в казаках однодворцев и прочих казенных поселян

итого

десятины

сажени

десятины

сажени

1

2

3

4

5

6

7

8

Михайловском

429

122

551

6600

-

11

2347

Ленивке

618

66

684

7401

-

10

1968

Ефремовском

202

29

231

2525

-

10

2233

Алексеевском

884

92

976

7698

-

7

2129

Верховой Береке

2323

16

2339

14240

-

6

211

Верхнем Бышкине

1675

25

1700

12800

-

7

1270

Нижнем Бышкине

353

20

373

4820

-

12

2213

Шебелинке

819

254

1073

15200

-

14

398

Меловой и Асеевке

913

401

1314

13400

-

10

474

Лозовеньке

487

56

543

6690

-

12

769

Охочей

1531

5

1536

9149

1182

5

2296

Итого Змиевского уезда

10234

1086

11320

100523

1182

8

2112

 

 

Ф. 3, оп. 9, спр. 204, арк. 36.

 

И, подчеркну еще раз – Берека  был ближайший населенный пункт к территории нынешнего города в «доалексеевские» времена.

Все знают, что название селу Берека досталось от реки Берека.

Но не все знают, что название реки Берека историки связывают, с ныне занесенной в Красную книгу,  редкой разновидностью рябины - берека.

Краеведы утверждают, в описываемые мною выше времена,  на берегу реки росли целые берековые рощи.  Но их вырубали во время постройки крепостей и защитных линий.

 По мере строительства Староукраинской линии, заселялись и прилегающие к линии земли.  Возникали хутора и деревни. Чаще всего названия вновьобразованным поселениям связывали с владельцами.

 К примеру, село Булацеловка считалась пасекой генерал-майора Булацели. Зеленовка, была имением потомственных дворян Зеленских. Беляевка от фамилии сотника Беляева. Хутор, который находился в районе нынешней ж/станции назывался Лихачево, по фамилии владельца, капитана артиллерии гарнизона крепости Св.Алексея – Дмитрия Ивановича Лихачева.

 

Цитата с сайта Первомайского горсовета:

«Хутір Лихачово виник на базі полустанку Лихачово, який був побудований у серпні 1869 року в 86 км від Харкова після відкриття залізниці Курськ-Харків-Севастополь. Свою назву він одержав від прізвища поміщика Лихачова, маєток якого знаходився біля озера Сиваш в кількох кілометрах від залізниці»

 

Цитата с сайда Харьковского частного музея городской усадьбы:

«В 1869 году из своего имения А.Ф. Лихачев(потомок Д.И.Лихачева) продал землю под строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Станцию, расположенную на территории его имения первоначально назвали Алексеевка (по волостному центру, расположенному в 6 верстах). Однако после смерти А.Ф. Лихачева (предположительно после 1885 года) станцию переименовали в его честь – Лихачево. Сама по себе станция считалась второго разряда и была крупнейшей после станции в Тарановке»

 

Историю рода Лихачевых, подробно изучили в архивах и изложили на бумаге Наиля Магеррамова (Первомайский) и Андрей Парамонов (Харьков). Рекомендую скачать и прочитать «Из истории рода дворян Лихачевых»

 

В начале 20 века произошли ряд событий связанных со сменой власти и государственного устройства, и началась иная история.

 

Факты с сайта Первомайской РДА:

 

1867-1869 рр. – будівництво залізниці та залізничної станції Лихачове;

23 грудня 1869 рокупройшов перший пасажирський поїзд Харків – Ростов.

1924 рік- виникло селище, поблизу станції Лихачов згідно рішення Верхньобишкинської сільської ради получило назву Лихачове.

1928 р.– в селище Лихачове працює цегельний завод, млин, а також механічний завод, на базі якого незабаром були створені сільськогосподарська і ремісно-кустарна школи. Тут працювала пересувна початкова школа, де проводилися також заняття з дорослими, що навчалися грамоті.

1929 рік- з ініціативи активістів-бідняків М.П.Брусенцова, К.А.Толокнеєва, К.В.Федосеєнко й інших у селищі була організована сільськогосподарська артіль «Перше травня», що незабаром укрупнилася за рахунок колгоспів «Наш шлях» і «12-річчя Жовтня», розташованих у сусідніх селах Маслівці та Грушине.

1929 рік організована Лихачовська машинно-тракторна станція – одна з перших МТС у Харківському окрузі. Лихачовська МТС спочатку обслуговувала 30 колгоспів Олексіївського району, потім – 38.

1932 рік- Лихачове стало центром Маслівської сільради.

1928-1946р.р.- з промислових підприємств у Лихачове були паровий млин, харчокомбінат, молокозавод, цегельний завод, ремонтна майстерня, 4 дизельні електростанції. Діяли бази по прийому цукрового буряка, пункт «Заготзерно». Поблизу залізничної станції розташовувалися склади райспоживспілки й інших організацій.

1946 рік- почав функціонувати фельдшерсько-акушерський пункт.

1947 рік- побудовано постійно діючий дитячий сад.

1948 рік– побудована лікарня, де працювали два лікарі і три медичні сестри.

25 грудня 1948 року- Лихачове стало центром сільської Ради.

1950 рік -побудована середня школа, де навчалися 824 учнів, працювали 28 учителів.

24 червня 1952 року- селище Лихачове перейменоване в Первомайський.

1957-1958 рік- вступили в лад нові цехи: ковбасний, маслоробний, крупорушний, комбікормовий, безалкогольних напоїв; молочний завод почав випускати близько 10 видів продукції.

1957 рік- Первомайський віднесений до категорії селищ міського типу.

1964 рік- розгорнулося будівництво найбільшого в країні Первомайського хімічного заводу.

1965 рік- смт. Первомайський став центром новоствореного Первомайського району, де основна маса працездатного населення була зайнята в промисловості, будівництві, транспорті.

1968 рік- вступила в лад перша черга заводу залізобетонних конструкцій, ще раніш розгорнули роботу асфальтний і ремонтно-механічний заводи.

1974 рік- почав діяти газопровід Єфремівка-Київ.

1991 році селищу Первомайський присвоєний статус міста обласного підпорядкування.»

 

Итак, мы с вами бегло прошли по всей истории заселения нашего края и возникновения города. И осталось только определиться с тем, какое же историческое название ближе всего может подойти взамен безликого - «Первомайский».

Зачем это нужно?

Затем чтобы наш город наконец-то, как минимум,  самоидентифицировался среди географических названий, хотя бы в пределах Украины.

Затем, чтобы попытки покопаться в истории «имени своего» не ограничивались только познаниями искусственно привитым нашему краю пролетарским праздником, а стимулировали копать историю глубже.

Потому, что любое имя собственное – зашифрованный код в судьбу, как человека, так и населенного пункта. И чего греха таить, «Первомайский» – это не самый лучший вариант «шифра» для развития города. Как с маркетинговой, так и с туристической составляющих.

Затем, чтобы мы помнили истоки родного края, ценили и сохраняли историю.

 

Что мы имеем в сухом остатке.

У нашего города, есть ряд топонимов, так или иначе связанных с развитием жизни на этом участке земли.

Есть Муравский шлях, благодаря которому в этих краях появились люди.

Есть реки Берека и Орелька, благодаря которым часть Муравского шляха была проложена именно в том месте, где расположен город.

Есть село Берека, благодаря которому началось строительство крепости возле города.

Есть Алексеевка, которая получила имя от крепости и Святого Алексия, и чье имя изначально носил полустанок.

Есть капитан артиллерии Лихачев, который служил в крепости Св. Алексея,  и чье имя, волею судьбы было дано станции, вокруг которой начал развиваться город.

Есть задача, согласно которой, новое название должно быть простым, запоминающимся, осмысленным, историческим, легко переводимым на разные языки. Иначе нет смысла ничего менять.

Все вышеперечисленные мною исходные варианты в своём историческим происхождением, как минимум компромиссны в общественном сознании.

Сразу убираем вариант с Муравским шляхом.

На территории области, да и в Украине уже имеются населенные пункты так или иначе связанные с этим топонимом:

 с.Мурафа (Краснокутский район)

Город Мерефа

 

 Убираем вариант с Орелькой.

В области есть несколько населенных пунктов связанные с этим топонимом:

 село Верхняя Орелька (Первомайский район)

 пгт. Орелька (Лозовской район)

 

 Остается Лихачево, Алексеевка и Берека.

Беглый гугл анализ показывает, что топонимы и Лихачево, и Алексеевка, увы,  не являются уникальными названиями.

 

Остается лишь Берека.

Единственный, не искусственный топоним, в отличие от Лихачево и Алексеевки, который, как мы уже знаем с исторического экскурса (как в варианте с рекой, так и в варианте с селом) прямо повлиял на появление города.

Но вот досада - в районе имеется уже населенный пункт Берека. Всего в нескольких километрах от города.

Это, конечно, печально.

Но кто из вас, например, знает, где находится село Борки возле которого произошло знаменитое крушение царского поезда?

Нет не там, где расположена нынешняя станция Борки. А в нескольких километрах от неё. Да и безымянный полустанок получил название Борки  лишь потому, что поезда для строительства часовни и скита шли куда? В Борки, конечно. Но поскольку в самих исторических Борках железной дороги не было, то все выгружалось на ближайшем полустанке, который впоследствии и получил название Борки.

Но это я так, к слову. Есть и иные варианты обозначить принадлежность города к историческому названию.

Моя же миссия была не выбрать название, а разложить по полкам, то что мы имеем в своем активе, для того что бы попытаться изменить историю. Точнее,  вернуть истинную историю в наш населенный пункт.

 А выбирать название, принимать решение об исполнении/неисполнении закона о декоммунизации  должны те, кого мы избрали в депутаты.

И да, господа депутаты, не забудьте снять IronЛенина с крыши. Пусть уже покоится с миром старик Крупский (в мартеновской печи).

 

UPD.

На правах автора, добавлю еще один вариант, напрямую связанный с историей края и пока никем не занятый.

UPD2.

1. В начале 90х прошлого века в городе проводился референдум по переименованию Первомайского в Копцовск. Большинство горожан на рефередуме поддержали идею переименования. Но на этом все и закончилось.

2. Согласно картам до середины 20 века с.Алексеевка носила название Алексеевкое. Огромное количество старых карт в хорошем разрешении можно найти ЗДЕСЬ

3. В Украине в рамках декоммунизации громады населенных пунктов уже отказываются, от спорных с точки зрения приверженцев идей коммунизма, топонимов, типа, Первомайский. Октябрьский и т.п.

Панов Евгений©ноябрь,2015

Последнее обновление 15.01.16 10:54  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии 

 
+1 #1 antorex 30.11.2015 06:11
Достойный экскурс в историю. Мое мнение - можно искать исторические параллели, а можно выбрать какое-то принципиально новое название, опираясь на этимологию и энергетику конкретных словообразовани й. Чтобы все было по феншую.
Например: Злагода, Успішне, Добропілля.
Цитировать
 
 
+1 #2 IP 30.11.2015 09:29
Цитирую antorex:
Достойный экскурс в историю. Мое мнение - можно искать исторические параллели, а можно выбрать какое-то принципиально новое название, опираясь на этимологию и энергетику конкретных словообразовани й. Чтобы все было по феншую.
Например: Злагода, Успішне, Добропілля.

Всякое, неисторическое название разрушает компромисс в обществе. Я об этом не случайно упомянул в статье. К тому же чревато подводными камнями.
Помню как только не склоняли в кулуарах верховной рады коалиционное название с вполне мирным названием Злагода.
И - ЗлаГода, и - ЗлаГодина.
Пожалуй, добавлю в статью еще один, пока не занятый никем, вариант связанный с историей - Слобожанск.
Цитировать
 
 
+1 #3 Татьяна 30.11.2015 12:51
Думаю, руководствуясь транслитерацией (нац.стандарта) все же можно предположить Slobozhansk (Слобожанськ) вместо Slobojansk, если мы говорим о последнем названии
http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/55-2010-%D0%BF
Цитировать
 
 
0 #4 IP 30.11.2015 14:06
Цитирую Татьяна:
Думаю, руководствуясь транслитерацией (нац.стандарта) все же можно предположить Slobozhansk (Слобожанськ) вместо Slobojansk, если мы говорим о последнем названии
http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/55-2010-%D0%BF

Не спорю. Не силен в транслите. ;-)
Цитировать
 
 
+4 #5 Красовелло 30.11.2015 15:07
Все что начинается с слова "свято" так же полная фигня. Понятно, что притянуто из другой, не менее запятнанной идеологии чем тот же коммунизм.
И, надо привыкать, что перед тем, как что-то разрушить, надо подумать, что на освободившееся место поставить. Это я про Ленина на доме. Убираем? Ну да хрен с ним. Но, давайте на его месте посадим, допустим, дерево. Представьте, заезжаешь в город, а вместо истукана тебя встречает яблоня на крыше. Или центральная городская елка) Чем не туристический объект.
Цитировать
 
 
0 #6 IP 30.11.2015 16:10
Голова прффэсора Доуэля на крыше, простите,, IronЛенина - это прекрасное прибыльное рекламное место.
Пусть горсовет продает его местным бизнес-монстрам и пополняет казну.
К примеру, год там красуется логотип Терры, следующий год - Ромы, потом - Экипажа и т.д. 8)
Цитировать
 
 
+2 #7 Красовелло 30.11.2015 19:26
А вот и нет. Загаживать город рекламой то же не годится. Папаху одеть и казацкие усы ему приделать - снова ставят в ряд достопримечател ьностей.
Цитировать
 
 
+3 #8 Neri 01.12.2015 00:47
Глубоко уважая исторические знания автора статьи, коренного жителя района, посмею не согласиться с безапелляционны ми высказываниями по переименованию города.
Лично для меня, в младенчестве привезенной моими родителями в молодой, строящийся поселок, именно «Первомайский» стал родным, а не какой-то Слобожанск или Берекино.
Восстанавливая историческую справедливость, смею заметить, что Первомайский - город приезжих (с разных уголков Союза). И построен был для «Химпрома». Для меня ближе история 20 века, чем скифы.
Уж больно подход к «декоммунизации » напоминает события 100-летней давности… «До основанья, а затем…». Раньше церкви мешали строить будущее, а теперь «Ленины».
Господа, неужели «билет в цивилизованное пространство» зависит от названия города? Неужели нельзя созидать не разрушая? Может сначала построить Город-сад, а уж потом подбирать ему название?
Цитировать
 
 
-1 #9 Neri 01.12.2015 00:49
Если по нумерологии, астрологии, фен-шую и т.п. все беды наши от названия города, тогда уж просто синхронизироват ь название с ж/д станцией. Не очень красиво, но хоть логично.
Цитировать
 
 
-3 #10 ДУБА 01.12.2015 07:08
Треба назвати сучасним словом. наприклад Небесносотненсь к чи Х**ловськ. або Салоуроняйлово.
Цитировать
 
 
+4 #11 IP 01.12.2015 09:13
Цитирую Neri:
Глубоко уважая исторические знания автора статьи, коренного жителя района, посмею не согласиться с безапелляционны ми высказываниями по переименованию города.

Не надо передо мною извиняться.
"Закон о декоммунизации..." не я писал и принимал. И не мне решать: исполнять или не исполнять его.
Я всего лишь дал развернутую историческую справку, чтобы иметь хоть какую-то обоснованную компромиссную платформу для нового названия.
Иначе обязательно получится то что ДУБА предлагает.
Цитировать
 
 
+3 #12 IP 01.12.2015 09:21
Если бы все исходили из логики: я всю жизнь родился и жил в Первомайске (Жданове, Ленинграде, Готвальде, Калинине и т.п.), то у нас бы до сих пор не было исторических топонимов Мариуполь, Санкт-Петербург, Змиёв, Тверь и т.п
Цитировать
 
 
+1 #13 Neri 01.12.2015 22:38
Цитата:
Если бы все исходили из логики: я всю жизнь родился и жил в Первомайске (Жданове, Ленинграде, Готвальде, Калинине и т.п.), то у нас бы до сих пор не было исторических топонимов Мариуполь, Санкт-Петербург, Змиёв, Тверь и т.п

Так я же о том же... Если возвращать историческое название, зачем придумывать какие-то новые?
Мне, несмотря на доводы автора, всё невдомек, праздник "1 Мая" в стране выходной и не коммунистически й, а город Первомайский надо переименовать? Бесспорно, название не оригинальное и можно поменять, но как-то не вовремя и это раздражает
Цитировать
 
 
+3 #14 IP 02.12.2015 09:14
В статье я изложил подробно идеологическую основу возникновения Первомая в наших краях. Подчеркну - идеологическую.
Кто как воспринимает это сейчас - вопрос "личной дисциплины". Можно бесконечно манипулировать фактами и подменять понятия, но история от этого не поменяется.
Цитировать
 
 
0 #15 Любопытный 02.12.2015 22:05
Цитирую IP:
Если бы все исходили из логики: я всю жизнь родился и жил в Первомайске (Жданове, Ленинграде, Готвальде, Калинине и т.п.), то у нас бы до сих пор не было исторических топонимов Мариуполь, Санкт-Петербург, Змиёв, Тверь и т.п

...какая то не очевидная для меня параллель. Мариуполь, Санкт-Петербург, Змиёв, Тверь и т.п. это названия городов до их переименования. Отсюда следует, что единственное историческое название до переименования нашего города(поселка) это Лихачево. и если оно не есть" ...простым, запоминающимся, осмысленным, историческим, легко переводимым на разные языки", то "Иначе нет смысла ничего менять".
Все остальное - опять же идеология.
Цитировать
 
 
+3 #16 IP 02.12.2015 22:42
Я постарался подробно изложить всю эволюцию заселения места, где сейчас расположен город: от киммерийцев - до первомайцев.
Но то ли вы невнимательно читали отчет, то ли вами все-таки довлеет личная неприязнь к факту о возможном переименовании... Но дальше расхожего минимума: Первомайский-Лихачево, ну никак смотреть и знать не желаете.
До появления ж/д на то месте что вы называете ст.Лихачево не было вообще ничего. Были рядом: хутор Сиваш, был рядом хутор Быстрый, даже, пардон, Африкановка была.. По крайней мере так об этом указывает "Список населенных мест Харьковской губернии по сведениям 1864 года, изданный Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел."
И лишь после появления в 1869 году ж/д появился разъед, под названием... Алексеевка.
И носил он это название, как минимум 16 лет.
Цитата:
Станцию, расположенную на территории его имения первоначально назвали Алексеевка (по волостному центру, расположенному в 6 верстах). Однако после смерти А.Ф. Лихачева (предположитель но после 1885 года) станцию переименовали в его честь – Лихачево.

Я же в этом исследовательск ом экскурсе предлагаю всем смотреть гораздо шире и куда глубже - ну прям в корень. Всё.
Цитировать
 
 
0 #17 Любопытный 02.12.2015 23:20
Экскурс замечательный и познавательный! !! очень интересно было узнать, что у нашего края (земли, на которой построили наш городок) такая богатая и глубокая история. искренняя благодарность за исследовательск ую работу и любовь к истории нашей земли. Круче, чем в учебниках! потому что про свое , родное, местами знакомое, а не "взагалі".
Цитировать
 
 
0 #18 Любопытный 02.12.2015 23:26
А по поводу названия... даже не собираюсь спорить. Считаю, не место красит человека, а человек!
Мне всего лишь не понятна аналогия между Санкт-Петербургом и т.п. и Берекино и т.п.
Цитировать
 
 
+3 #19 IP 03.12.2015 01:05
Цитирую Любопытный:
Мне всего лишь не понятна аналогия между Санкт-Петербургом и т.п. и Берекино и т.п.

Аналогия была ответом на аргумент, типа: "Я родился, вырос и живу в Первомайске, меня это устраивает и возвращать историческое название не желаю". И, кстати, авторство этой логике принадлежит не Neri. Мне уже неоднократно приходилось слышать этот аргумент раньше. И если, честно, то этот аргумент имеет самую примитивную логику. Прям, на уровне 3 группы детского сада.
Цитировать
 
 
+1 #20 Любопытный 03.12.2015 09:19
Цитирую Neri:
Если возвращать историческое название, зачем придумывать какие-то новые?

Логика Neri мне как раз понятна)). Если УЖ возвращать, то тогда из не такого далекого прошлого...
Но вопрос-то был, по-моему, про это "УЖ". почему так невтерпеж?
Если все таки абстрагироватьс я от конкретных топонимов... Объясните мне, мещанскому обывателю, а заодно и всем из 3-й группы, какой смысл лично Вы вкладываете в переименование города?Чего ожидаете? Должна восстановиться историческая справедливость, или жители города должны почувствовать облегчение от коммунистическо го прошлого и начать строить новую жизнь, или новое название должно обладать светлой энергетикой, или... Предупреждаю, я не прикалываюсь и не тролю, а потому жду в ответ не сарказма или оценки моих умственных способностей. Я просто хочу понять то, что Вы уже поняли: зачем нужно сейчас переименовывать город?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить