первомайський харківська область

Первомайський Харківська область

Дюжина "Ночей истории Харькова"

 Cпешу оформить письменносвои впечатления и полученные тайные знания на бессонной «Ночи истории Харькова» в Харьковской филармонии. ?бо завтра будет уже поздно. Потому что, эти знания из раздела «Ошеломляюших новостей» в моем мозгу переместятся в раздел «Очевидное» и в очередной раз переформатируют мое мировоззрение.

 Собственно, постоянное форматирование собственного сознания (читай – получение новых знаний) и есть смысл эволюции Gomo Sapiens. Не все правда из Gomo, желают заниматься постоянно прокачкой своих мозгов. Думаю, таких процентов 75% , не менее.

О формате и порядке «Ночей истории…» я уже писал неоднократно на нашем сайте. Но,  повторение – мать  учения.

Читай по теме: Ночь истории Харькова

Читай по теме: Бессонная «Ночь истории Харькова » 10

?так, вернемся в сумрак. Точнее в Ночь истории Харькова

Это был 12 по счету ночной шабаш любителей и профессионалов истории. ? проводится он стараниями Антона Бондарева и его команды в Харькове регулярно, раз в квартал.

Когда заполняешь форму участника, там есть вопрос, который с некоторых пор ставит меня в тупик.

Звучит он примерно: «Сколько Ночей истории Харькова вы посетили?»  Честно говоря, я уж не помню точное количество бессонных ночей проведенных на этом мероприятии. Наверное, не менее половины из прошедших. ? всегда стремлюсь побывать, когда есть возможность.

Летняя «Ночь…» совпала с датой Слобожанского дуатлона в Беляевке. ? просто не было физической возможности съездить на нее.

Эта «Ночь…» также совпала с нашим «Біг для всіх» в Первомайском.

Поэтому, едва успев раздать призы и умыть руки, я поспешил на всенощное ночное бдения любителей истории. ?бо темы лекций манили своими названиями

В ночь истории – хоть разорвись. В одно рыло полноценно успеваешь охватить, лишь третью часть предложенного организаторами. ?бо лекции читаются четырьмя блоками сразу в трех локациях.

Тезисно постараюсь пересказать, что нового и интересного узнал на прослушанных четырех ночных лекциях.

Одна просьба – после прочтения этого материала, уничтожьте девайс, на котором читали мой отчет. Что бы меня не забанили за пиратство.

Потому как фильмирование всех лекции на «Ночах истории…» запрещено организаторами.

Традиционно «Ночь истории Харькова» открывается общим сбором и приветственными словами от организаторов и лекторов.

Это единственный  момент, когда визуально можно оценить: «А сколько же народа согласны на ночные лекции по истории?»

Субъективно, мне показалось, что эта ночь была рекордной по количеству присутствующих.

Много молодежи, что очень приятно.

Я всегда пытаюсь вытянуть на это мероприятие своих знакомых. Многие обещают.  Но пока безрезультатно.

Хотя, с маркетинговой точки зрения  даже не представляю, где еще можно в Харькове за 70 грн провести ночь в высококультурном обществе, приличных интерьерах,  халявным кофе, получить магнитик на память и при этом еще нагрузиться уникальной информацией от интереснейших людей.

Формат ночи не совсем заточен на личное знакомство и общение с теми, кто приходит туда. Но все же за все «Ночи…» в моем кругу знакомств  добавилось интересных людей.

Опять же, я не единственный из бегунов, кто регулярно посещает «Ночи истории…».

Всегда рад повстречаться в кулуарах  «Ночей…» с марафонцами из харьковского «Родника» - Сашей Масловым и Владимиром Боровским.

Первая прослушанная мною лекция была называлась  «Традиційний вишитий одяг Слобідської України. Погляд вишивальниці». Читала её Тетяна Чорна, которая занимается вышивкой уже сорок лет.

Она много рассказала и показала, про культуру традиционной одежды Слобожанского края.

В разных населенных пунктах применялись  разные орнаменты в вышивке.

На узоры сильно влияла культура тех мест откуда прибывали в слободы поселенцы. К примеру, в орнаменты в Черкассой Лозовой были схожи с орнаментами юга Черкасской области, а орнаменты Русской Лозовой перекликались с орнаментами воронежских и курских регионов

Но самое неожиданное для меня стало то, что традиционная слобожанская вышивка в ранний период была белой. ? лишь со временем в орнаментах стали использовать красные и черные нити.

 В конце лекции мастерица дала пощупать вышивные сорочки, которым более ста лет.

Внимательно всмотритесь в эти фото и представьте, что все это кроилось, сметалось, вышивалось и вырезалось вручную. При тусклом свете, примитивными иглами и инструментами

На самом деле очень мало осталось в музеях старинных  вышиванок. Особенно мужских.

 В семьях, как правило,  все изнашивалось до последнего. А если что и оставалось в сундуках, до того как пошла городская одежда и мануфактура, то в годы Голодомора исчезло в обмен на кусок хлеба.

 

Перерыв  между блоками лекций полчаса. За это время можно успеть размять ноги, попить кофе,  поглазеть на загадочный перфоменс девушек в красном и послушать странную музыку в исполнении странных музыкантов из клуба "Шарухань".

Надо сказать, это все придает «Ночи истории…» атмосферу некой таинственности и «потусторонности».

Когда я снимал видео, где один из посетителей «Ночи…»  танцует под ритмы наших предков, то обмолвился Саше Маслову, мол - я приехал из села, хоть на людей в городе посмотрю.

На что Саша заметил: «Да мы тут хоть и живем в городе, но и сами такое не часто видим»

 

 

Вторая прослушанная мною лекция называлась «Страти ворогів  комуністичного режиму в Україні у 20-40 рр. ХХ ст.: виконавці, технології розстрілів, місця поховань».

Читал ее Вадим Золотарьов, исследователь истории преступлений коммунистов.

В годы красного террора в Харькове работал конвейер смерти и текли кровавые реки.

Только в 1937-38 годах было убито свыше 10000 человек. В основном, по надуманным и сфабрикованным обвинениям. Большая часть захоронений до сих пор не исследована, а память о погибших не восстановлена.

Зато сохранилась память о палачах. Большая часть этих уродов тоже впоследствии попали в те же жернова репрессий, но остались живы и благополучно дожили до старости. Потомки этих тварей живут где-то среди нас.

 

Следующая лекция, которую я прослушал называлась «Харків у роки великої Смути (1917-1920)»

Читал ее Андрій Шмалько, более известный как писатель-фантаст  Андрей Валентинов.

Лично  я не знаком с его творчеством. Но лекцию прослушал с большим интересом. Тема касалась того времени, когда Харьков стал советским городом.

Харьков не был большевистским городом. В городе преобладали меньшевистские и анархические идеи.

Но стараниями заезжей мутной личности Сергеева (Артема), прибывшего в Харьков из... Австралии и местного барыги Тевелева большевики сумели легально войти в местные советы. ? затем при военной поддержке из Москвы окончательно утвердить в городе и регионе советскую власть.

Вот уж красноречивый пример, как общество имея все и в одночасье просрало в погоне за светлой идей, подкинутой толпе проходимцами, в смутный момент истории.

А я-то все думал, как глубоковерущий народ мог допустить к власти тех, кто затем разрушил все храмы и вырезал всю интеллектуальную элиту.

Опыт истории не учит массы, потому что массы не учат историю, увы.

Кстати, вы знали, что движущей силой большевиков был кокаин?

А почитайте: Революция с марафетом 

Качели с окончательным установлением власти большевиков в городе длились несколько лет. ? лишь периоды с властью в городе немцев, УНР или гетьмана Скоропадского  были относительно спокойными и успешными в смутные годы упомянутого лекцией периода.

 

Последней за «Ночь..» прослушанной мною историй, стала лекция кандидата исторических наук из Новгорода-Северского Александра Алферова «Козацька еліта Слобідської України: особа, рід, клан. Вступ до теми».

820

Да, формат «Ночей истории…» уникальный для Украины. ? приехать на него за честь лекторам из разных городов.

Поскольку, дело было уже под утро, а лекция проходила в зале с не очень удачной для лекций акустикой, то меня нехило морило в сон и внимание мое было ослабленно.

Лекция проходила в зале, который организаторами был обозначен, как «красный». Но мне он сразу навеял ассоциацию – Колонный зал. Место в Москве, где обычно укладывали трупы вождей, для прощания с советской биомассой.

Поэтому, я обнаглел, достал плед, сдвинул пуфики и прослушал лекцию в лежачей полудреме. Ну когда мне еще предоставится возможность полежать в Колонном зале?

?з прослушанной лекции многое врезалось в память.

 Вот, к примеру, вы знали, что первыми поселенцами в слободах назывались осадчими?

Осадчий — перший поселенець, засновник населеного пункту, організатор переселення людей у новозасновану слободу.

Также в моем багаже знаний прописался термин  – Гетьманщина.

 Это территория подконтрольная  Запорожской сечи.

Кстати, территория нынешнего Первомайского района было пограничьем между Гетьманщиной и Слобожанщиной.

Высшей степенью оскорбительности у Слобожан было слово - незаконнорожденный. Простым языком – ублюдок. Слобожане курили кальян

 

Так и прошла дюжинная  «Ночь истории Харькова», чему я был чрезвычайно доволен.

Я уже упоминал, что «Ночь истории…» - это авантюра здорового человека.

Когда я пришел полседьмого утра в МакДональдс, чтобы подкрепиться и провести время за компьютером, обрабатывая и публикуя протоколы «Біга для всіх», а также убить пару часов перед Кубком Украины по скандинавской ходьбе, то понял, что ранним утром МакДональдс - любимое место, для поклонников «Авантюры курильщиков».

Большинство посетителей – это те, кто всю ночь пил беспросыпно.

У каждого свой способ упороться до опьянения. Я выбрал - историю

Сайт  «Ночей истории Харькова» 

Следующий ночной шабаш намечен на середину декабря. Ждите анонса и регистрацию.  Я постараюсь не пропустить это мероприятие.

Ну а у вас есть еще возможность собраться духом и составить мне кумпанию. Это интересней и романтичней, чем просто сон с субботы на воскресенье.

Фотоальбом организаторов

Панов Евгений©сентябрь,2019

Comments:

Последнее обновление 17.09.19 09:38