первомайский харьковская область

Первомайский Харьковская область

Мотоцикл как символ, или марш энтузиастам…

 Давеча дошёл до меня слух о проведении у нас в городе чемпионата области по мотокроссу и вдруг повеяло чем то приятным из далёкого, ностальгического  прошлого…
В семидесятые годы минувшего века мотоцикл был не просто средством передвижения. Это был символ молодёжи того времени.
Красная «Ява» (самый популярный мотоцикл у советской молодёжи, производимый в ЧССР) был вожделенной мечтой едва ли не каждого второго парня. 
Эта тема была очень натурально отражена в популярном мультсериале. Помните, как Волк с гордостью выводил из гаража своего стального коня…

 

   Лучше не вспоминать, что произошло потом. Кинематограф так же не обошёл стороной главное молодёжное транспортное средство. Вот, например, афиша культового фильма семидесятых Андрея Кончаловского, со стихами и музыкой Александра Градского - «Романс о влюблённых». Наш ответ «Шервудским зонтикам», на мой взгляд, интереснее французского оригинала.
   
В таких условиях, конечно, каждый мальчишка тоже мечтал оседлать мотоцикл и если уж не стать чемпионом, то хотя бы вдоволь прокатиться. Всевозможные мопеды и велосипеды с моторами, так называемые «дырчики», были начальным этапом для большинства мотоциклистов…
   
Ну, а львовский мопед «Верховина» это был уже почти настоящий мотоцикл…
 
   И не удивительно, что детско-юношеские секции мотоспорта были, среди мальчишек, одними из самых популярных. Впрочем по ходу дела выяснялось, что прежде чем кататься на мотоцикле нужно научиться его обслуживать и ремонтировать… Была такая секция и при Первомайском доме пионеров. Кроме мотоциклов, там ещё были и гоночные машины – картинги. Приблизительно вот такие. Похожие на игрушечные, но на самом деле весьма шустрые и скоростные машинки.
   
А соревнования по мотокроссу не были в диковинку как сейчас. Имелась, в районе Бабьего яра, и своя мотокроссовая трасса, собиравшая зрителей, в основном молодёжь и детвору, во время проведения очередного чемпионата области.  
   Вообще в СССР мотоциклетный спорт был очень популярен. Мотокросс, спидвей, мотобол по всем этим видам проходили чемпионаты страны и украинские спортсмены достойно представляли на них республику. На международной арене советские спортсмены эпизодически добивались успеха в соревнованиях по мотокроссу и спидвею, а вот в мотоболе сборная СССР была одним из лидеров и неоднократно становилась победителем и призёром чемпионата Европы. Так как придуманный во Франции мотобол популярен только на европейском континенте чемпионат мира не проводится. В УССР этот подвид футбола был очень популярен и в середине восьмидесятых годов прошлого века, во время учёбы в городе Шахтёрск донецкой области,  я даже как то побывал на матче с участием местной команды «Космос». Занятное зрелище, выглядело это как то так.
   
А полтавская мотобольная дружина «Вымпел» даже когда то становилась победителем чемпионата и обладателем кубка СССР.
 
   
После развала СССР, по инерции ещё некоторое время украинская сборная попадала в призёры главного международного турнира, чемпионата Европы. В 2001-м Украина была третьей, а в 2002-м второй. С тех пор особенных успехов у украинских мотоболистов не было…
   Времена меняются, меняются и увлечения. Нет уже в помине дома пионеров и секций мотоспорта в нашем городе тоже давно нет. И порой кажется, что современная молодёжь сплошь помешана на всевозможных виртуальных играх. Но это обманчивое впечатление. И сегодня магия мотоцикла продолжает действовать на молодёжь, и не только. И это не только заклёпанные в кожаные одежды «байкеры», разъезжающие на мощных, навороченных мотоциклах. Ещё встречаются в наших местах и поклонники мотокросса. Их спортивное мастерство все желающие могли оценить в последний летний уикэнд, посетив чемпионат Харьковской области. Проходивший, на специально сооружённом мотодроме, не далеко от бывшего кирпичного завода. 
   
Появился этот мотодром, как это чаще всего у нас случается в последние четверть века, не благодаря, а вопреки. Инициаторами этого явились энтузиасты, четверо любителей мотоспорта, проживающие в нашем городе и районе. До этого им приходилось ездить тренироваться в соседние райцентры, где как то удалось сохранить наследие бывшего ДОСААФ. Теперь же, с помощью друзей, а по большей части, своими силами они соорудили собственную трассу, вполне подходящую для проведения чемпионата области по этому, увлекательному, виду спорта. Более того – сами приняли в нём участие. Владислав Кривонос №731, Сергей Конончук №96, а Ярослав Слета № 76 в итоге даже оказался третьим в своём классе.
   
Денис Китаренко, не успевший залечить травму, непосредственно в гонке участия принять не смог, а потому все силы направил на подготовку трассы. А это, как выяснилось, дело не простое – мотокросс предполагает не только преодоление трамплинов и прочих рельефных препятствий, но и всевозможных песчаных и грязевых участков. С песком как то не задалось, а воды на трассу вылили немало…
  
   Увы, земля, ждущая дождей больше месяца, поглотила влагу как песчаная пустыня. Впрочем, недостаток песка и грязи с лихвой компенсировал избыток пыли – этого добра в бывшем глиняном карьере кирпичного завода было с лихвой. Порой, из за пылевой завесы, было невозможно разглядеть гонщиков. Прямо, какой то «Этюд в багровых тонах»…  
 
   
Участники соревнований съезжаются загодя, образуя целый автомобильно-палаточный городок. Посиделки у костра и общение единомышленников - это собственно одна из главных составляющих любых соревнований.
 
   
Значительная часть зрительской аудитории тоже не равнодушна к двухколёсным транспортным средствам, видно по припаркованной вокруг технике.
 
   
Но главное это конечно гонка. Самый же впечатляющий момент, на мой взгляд, это старт, когда целая кавалькада мотоциклистов, ревя моторами и извергая клубы дыма и пыли, устремляются на дистанцию.
   
Неискушённому зрителю может показаться, что ничего сложного нет – жми на газ, забудь про тормоза и победа в кармане. Но сложный рельеф трассы и изобилие сложных поворотов не даёт гонщикам возможности сидеть в седле, практически всю дистанцию приходиться держать ноги в напряжении.
 
   
Не позволяют спортсменам расслабиться и многочисленные трамплины превращающие мотоциклы в почти самолёты…
 
 Но и самые высокие прыжки вовсе не залог победы, важно ещё умело, не теряя скорости проходить многочисленные повороты обходя соперников на виражах.
 
   
Самые популярные - индивидуальные гонки, на мотоциклах с различным объёмом двигателя. Экипированные в защитные костюмы спортсмены напоминают средневековых рыцарей, сражающихся за своих прекрасных дам.
   
Впрочем, прекрасные дамы также не прочь погонять по головоломной трассе на спортивном мотоцикле. И несколько участниц чемпионата области наглядно доказали, что им по силам управлять не только скутером с корзинкой для продуктов.
   
Случались, конечно, на дистанции и падения, но благодаря качественной экипировке и внимательной работе волонтёров обошлось без серьёзных проблем и услуги «скорой помощи», присутствующей на мероприятии не понадобились.
 
   
А выступления самых юных мотогонщиков, соревноваться дети начинают с четырёх, пяти лет, доказывают, что любви к мотоспорту все возрасты покорны…
   
Особняком стоят выступления команд на мотоциклах с колясками. Впечатляет не только мощность техники…
 
   
Интересна командная работа на виражах, когда напарник в коляске, работая противовесом на виражах, устаёт, пожалуй, не меньше чем сидящий за рулём.
  
   И хотя знатоки, многозначительно вздыхая, бурчали, что, дескать, нынче как то слабовато… Мне, не искушённому зрителю понравилось. Мой сухой язык мало пригоден, чтобы отразить все перипетии мотокросса – лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. 

   
Спасибо энтузиастам за знакомство с ещё одним видом спорта. Воистину наша страна держится именно на них – энтузиастах. Думаю это не последнее спортивное мероприятие на новом мотодроме.
Начинания энтузиастов, движимых любовью к своему занятию и родному краю, значительно более жизнестойкие, чем почины, спущенные сверху, организованные и возглавленные ответственными лицами.
Хочется пожелать  этому настырному племени, помимо культуры и спорта проникнуть ещё в большой бизнес и в правительство, глядишь - поднимется из руин промышленность, и тогда благодаря этим самым энтузиастам Украина станет действительно настоящим европейским государством... 

Comments:

Последнее обновление 07.09.19 10:01  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наш Видеоканал

 
Stayer-Athlon Group
Відкрита група · 2 учасники
Приєднатися до групи
Группа в Facebook для общения и быстрого получения информации о жизни клуба и не только