первомайский харьковская область

Первомайский Харьковская область

Человек на "железном олене".

1В нашей жизни зачастую неординарный поступок одного человека долгие годы будоражит воображение и является вызовом для миллионов сограждан.

То что совершил герой нижепубликуемой статьи до сих пор вызывает как восхищение, так и является предметом спором в среде путешественников. Даже в наш век технологических достижений повторить его маршрут представляется врядли возможным.  

Стоит только представить: первая половина прошлого века, средство передвижения - велосипед, маршрут длинною 85 000 км (по другим источникам - 30 000 км)...

Глеб Леонтьевич Травин - русский путещественник (28 апреля 1902, с. Касьево Псковского уезда — 1979). В 1928—1931 году совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье, общей протяжённостью около 27-30 тысяч километров. Приводимая во многих источниках цифра 85 тысяч километров - это протяженность кругосветного маршрута, который Травин планировал совершить, но по независящим от него причинам не смог. Летом-осенью 1931 года он три месяца ждал в Уэлене документы для въезда на Аляску, но так их и не получил.

карта

Пересказывать то, что он нём написано в энциклопедиях, справочниках и книгах, конечно же глупо. Стоит только набрать в гугле "Глеб Травин"  как вам выдадут гору ссылок на разные материалы об этом удивительном велопутешественнике.

Чего только стоят руль из дула норвежской винтовки и лично отрезанные отмороженные пальцы...

Но, кто может знать о нём лучше чем почитатели его достижения?

Тем более что живут почитатели совсем недалеко - в городе Лозовая и объединяются в одно сообщество - Региональный клуб велотуристов им. Травина.

Но одну статью я всё же перепечатаю на наш сайт, она мне показалась увлекательной своей одержимостью.

Написана она основателем Лозовского клуба велотуристов им. Травина - Потупиным Алексеем.

С середины 90х годов Алексей проживает в Германии.


СПРАВКА.

потупинПотупин Алексей Александрович
Год рождения: 1952
Город: Германия, Дюссельдорф; Украина, Лозовая

Клуб: ГеоВелоКлуб им. Эдельштейна (Германия), Региональный клуб велотуристов им. Травина (Украина) Три главных похода:

  1. Велопоход четвертой категории сложности по Северному Уралу: Нижний Тагил - Североуральск - переход через хребет Урала с восхождением на Денежкин Камень и далее по реке Вишера - Чердынь-Соликамск. Руководитель. Бронзовая медаль Чемпионата Украина по спортивному велотуризму, 1985.
  2. Велопоход пятой категории сложности по Алтаю. Участник (руководитель похода - Сергей Прасолов, Харьков) Усть-Каменогорск - Чуйская степь - Чуйский тракт - озеро мертвых духов - оз. Телецкое - Бийск (примерно 1984 год). Четвертое место на Чемпионате СССР по спортивному велотуризму.
  3. Одиночное велопутешествие-паломничество по Европе, 1999: Париж - Тур - Бордо - Биарицца-Пау-Лурды-пешеходный переход с велосипедом через Пиренеи (горная тропа- ?спания-дорога паломников - Сантьяго де Компостела - Португалия-Фатима - ?спания - горы Сьера де Гредос - Сарагоса - Андорра - Франция-Каркассон - побережье Средиземного моря - по реке Рона -Лион - Дижон-Нанси - Метц- Люксембург - Шенген - по реке Мозель - по реке Рейн - Дюссельдорф. 2 месяца, примерно 6000 км.


Первый разряд, двукратный призер чемпионата Украины по спортивному велотуризму.

Организатор клуба велотуристов имени Травина в гор. Лозовая, организатор 5-го всесоюзного и первого международного слета юных велотуристов соц. стран, организатор музея велосипедного туризма.



Алексей Потупин

Велоэкстремист
всех времен и народов

Сегодня речь пойдёт о Глебе Леонтьевиче Травине. Я расскажу о тех впечатлениях, которые вынес за годы сбора материалов о нём для музея велосипедного туризма в Лозовой.

травин

Долгие годы, наверное лет десять происходил этот скурпулёзный отбор, были встречи с людьми, близко знавшими героя велосипеда, в том числе и с его родственниками по всей территории СССР. ? сразу хочу сказать, что никто больше никогда не повторит подвига Глеба Травина. Ушло время. На меня могут обижаться такие ассы, как Павел Конюхов, но до Травина не добраться никому и никогда. А он был всю жизнь одинок и томился этим одиночеством. Вокруг его имени происходили бури и ураганы, ломались копья и дровоколы, вспыхивал и остывал интерес, но по жизни после того, что он совершил, душа его уже никогда не находила спокойного пристанища. Но по порядку. Сейчас многие просто не имеют понятия, кто такой Травин и чем он прославился. А о нём написаны книги, вышли аудио и грамофонные записи и кинофильмы, клубы туристов носят его имя, в том числе и за рубежами России. ? всё это чередовалось с каким-то роком, постоянно происходили неприятности.  
 


1973 год. Библиотека Харьковского университета. Сижу, ищу что нибудь о велосипеде и путешествиях на нём. Первый раз в жизни серьёзно готовлюсь к туризму. Купил велосипед, нужно всё делать ПО НАУКЕ. Выскакивает формуляр: ЧЕЛОВЕК С ЖЕЛЕЗНЫМ ОЛЕНЕМ или ПОВЕСТЬ О ЗАБЫТОМ ПОДВ?ГЕ. ?нтересно, интересно, а ну-ка посмотрим. Приносят книжицу, раскрываю и - пока всю не прочёл, не оторвался. Это была первая встреча с подвигом дотоле мне неизвестного человека.


? эта встреча постепенно забылась. Прошло несколько лет, а точнее наступил 1980 год. Открыл в Лозовой секцию велосипедного туризма при местном профтехучилище. Однажды пришло желание поставить работу на более высокий уровень, собрались, проголосовали за то, чтобы был клуб велотуристов и автоматически стали думать, в честь кого назвать клуб. ? тут в памяти всплыла библиотека университета. Почти всё забылось, но, как ни странно, фамилия ТРАВ?Н всплыла. Рассказал ребятам о том, что ещё помнил прочитанного, но этого оказалось ничтожно мало. Решили покопаться в библиотеках и где только можно, списаться с известными велопутешественниками. ? вот осенью 1980 года эта работа завертелась. Никто и не заметил, как вошло в употребление название велоклуба ?МЕН? ТРАВ?НА, как всех нас стали называть ТРАВ?НЦАМ?, как буквально из ничего стал создаваться музей истории велосипедного туризма. Работа захватила. Но это же СССР! Так же незаметно, как пришли к Травину, так же к нам пришёл и КГБ. ? уже до самого крушения Союза мы были под постоянным вниманием и контролем. Почему? А потому что музейная работа требует большой переписки и многих контактов. По ходу дела выяснилось, что гораздо раньше нашего клуба этим же именем был назван клуб в одной из школ Берлина в ГДР. ? что туда по приглашению приезжал сам Глеб Травин. Написали в общество Советско-Германской дружбы и попались. Нашей деятельностью весьма заинтересовались ОРГАНЫ и ПОВЕЛ?. Нужно сказать, что весьма доброжелательно, поэтому ни о каких ужасах и застенках рассказывать не буду. Немцы одними из первых признали Травина за героя своего времени и назвали его весьма поэтично: РЫЦАРЬ КРАСНОЙ ПЕДАЛ?. ?менно под таким названием вышла серия статей в одной из популярных ГДР-овских молодёжных газет. Они со временем оказались в нашем музее. Как и материалы того самого знаменитого в ГДР своей ПРОДВ?НУТОСТЬЮ школьного клуба имениТравина, и который, к слову сказать, скончался весьма печально. Когда закончились советские времена и прекратила своё существование ГДР, тогда же не стало и клуба имени Травина в Берлине, а почти все его материалы были без раздумий уничтожены. Последние остатки некогда процветавшего клуба оказались в Лозовой. Всё это произошло, когда организатора клуба, школьного учителя и активиста отправили на пенсию. К моему великому счастью, несмотря на то, что прошло почти тридцать лет, я храню записную книжку с адресами того времени, даже находясь уже здесь в Германии. Привожу данные этого человека, может кто-то из получающих рассылку живёт ближе к Берлину, чем я и сможет полюбопытствовать: Horst Brettin 1136 Berlin-Friedrichsfelde, Hans-Loch-Str.66. Всё это давалось с большим трудом, так как СВОБОДНАЯ ПЕРЕП?СКА с зарубежными странами в советские времена не была разрешена. Посылаешь письмо- и пустота, ни ответа, ни привета. Правда, с визитом вежливости наведывался человек из ОРГАНОВ, и не скрывал этого. ?нтересовался, задавал вопросы, уходил и по прежнему пустота. А мы стали атаковать письмами уже не только социалистические страны. Тем более пустота и доброжелательность. Наверное директор училища нас крепко защищал. Но однажды и ему дали по шапке, так что он попросил быть нас поосторожнее и думать, прежде чем писать по новому адресу. Это произошло после того, как мы отправили очередное большое письмо-ходатайство о возможности присвоения Глебу Травину посмертно звания Героя Советского Союза. Собрали много подписей и отправили на имя Леонида ?льича Брежнева в Москву. После кой-кого вызывали в обком партии, так как туда звонили СВЕРХУ и просили разобраться с ХОДАТАЯМ?. Правда, буквально через несколько месяцев Брежнева не стало и всё успокоилось.


Письма письмами, но надо же и на родине Травина побывать. Выяснили, что в последние годы он жил в Пскове. Узнали домашний адрес: 180017, Псков, ул. Яна Фабрициуса, дом 9А, кв. 31 (я не удивлюсь, если мне скажут, что и доныне по этому адресу живёт приёмная дочь Глеба Леонтьевича - Лидия Георгиевна Травина). А тут и повод подоспел - 60-летие СССР. Было это в 1982 году. Клубом прикинули и поехали в велопоход второй категории сложности по маршруту Псков – Эстония – Латвия - Белоруссия - Литва. Сразу пять республик подцепили, знай, мол, наших! Прибыли поездом в Псков, был июнь, тепло, нашли квартиру, звоним. Выходит молодая женщина. Мы представились, это примерно 15 человек, заверили, что оккупировать и ночевать не будем, но хотели бы узнать о Травине и взять что-то для своего музея. Женщина весьма разволновалась, представилась, извинилась, что не может принять нас на квартире, что спешит на работу, но вечером пообещала встретиться, а пока по нашей просьбе нарисовала адрес кладбища, где был похоронен Травин и место его могилы. Так мы попали на место его последнего пристанища. Травин умер буквально за год до рождения нашего клуба, поэтому при жизни никому из травинцев не пришлось с ним встретиться. Могила нас немного огорчила - была неухоженной, даже как бы заброшенной. Что делать? Своими силами попытались её РЕСТАВР?РОВАТЬ. Подкрасили как могли, найдя по соседству брошенную краску, повыдёргивали сорняки и подправили землю, постояли молча. Правда, спустя года два получили от других велотуристов нагоняй и краснели, когда те побывали на могиле после нас и ругались, что кто-то так страшно покрасил памятник. Мы молча слушали, но не признались, что это была наша работа. Днём побывали в областном краеведческом музее и буквально облапали весь велосипед, на котором Травин объехал СССР, предложили музею передать велосипед и все вещи Травина к нам в Музей истории велотуризма и клуб имени Травина, но согласия не получили. А вечером вновь были у квартиры Глеба Леонтьевича. Лидия Георгиевна рассказала нам о последних годах и днях жизни Травина и это была печальная повесть.

Травин
 

Оказывается, пока Глеб был в здравии, его кругом приглашали с лекциями и воспоминаниями, постоянно в дверях квартиры толклись пионеры и прочие активисты общественники, но как только здоровье испортилось, как только он слёг и стал тяжело болеть, так сразу всё и прекратилось. Никакой помощи больному умирающему человеку. Попросту его забыли. А помощь ой как была нужна. Травин был и в старости мощным, очень большим и тяжёлым мужчиной. Лидия осталась с ним в одиночестве. Тут она всплакнула, а мы только молча ей сожалели. Так в одиночестве, через силу она и дохаживала за ним. Представьте себе когда-то крепкого и здорового парня, превратившегося в неподвижного старика, перевернуть которого уже проблема. Родные дети в то время разлетелись по всей стране в поисках заработков и счастья и мало интересовались жизнью отца. Мы так и не смогли добиться от Лидии Георгиевны адресов детей Травина, только про одного узнали: что жил где-то то ли в Карелии, то ли в Мурманской области и работал в лагере для заключённых. После похорон Глеба Леонтьевича на квартиру нагрянули работники краеведческого музея и вынесли буквально всё, что можно, удалось отвоевать только самую малость, чтобы было о чём вспомнить дорогого человека. Тут мы уже совсем потеряли надежду получить что-либо для нашего музея в Лозовой.

Но Лидия Георгиевна нас пожалела, увидев, как повисли наши носы. Попросила подождать, и вынесла, как мы потом поняли, бесценный дар для любого музея. Это был пакет, который она попросила открыть, когда мы достаточно отъедем от дома, и будем вечером ставить полевой лагерь. Что мы и выполнили. Раскрывали всей толпой. Вынули книгу. Смотрим - о!!! Первое издание книги ЧЕЛОВЕК С ЖЕЛЕЗНЫМ ОЛЕНЕМ!!! ?здательство Петропавловск-Камчатский, 1960 год!!! Уникальная библиографическая редкость, так как книга была буквально сразу сметена с прилавков магазинов, а автор был принят из-за неё в члены Союза писателей СССР! А потом книга ещё трижды переиздавалась. А в книгу вложена какая-то визитная карточка. Прочитали и обомлели: это визитная карточка самого Глеба Травина, которую он предоставлял всем ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВ?Я ВОКРУГ СССР. Год напечатания примерно 1928. Невероятно! Ту мы уж и сами сильно разволновались, так как в наших руках оказались подарки поистине бесценные для любого велотуриста. ? почувствовали, что создание музея истории велосипедного туризма - дело серьёзное и ответственное.


?менно с этого июньского вечера 1982 года и начинается настоящее созидание музея. Но это было не всё. Дотошный взгляд сразу нашёл дарственную подпись на книге. Читаем: ГЛЕБУ ТРАВ?НУ ОТ АВТОРА. Я не могу сейчас точно вспомнить, что ещё было написано, но этого было уже достаточно. Значит в наших руках оказался тот самый первый экземпляр первого издания книги, который А.Харитановский (нам тогда совсем неизвестный писатель) подарил самому легендарному велопутешественнику!!! Это было уже сверх всякой меры. Мы стали обладателями уже не просто библиографической редкости, но и исторического экземпляра книги. Так и проехали эти экспонаты всю велосипедную дорогу по Прибалтике, заботливо уложенные в рюкзак. С тех пор и повелось возвращаться из дальних походов с материалами для музея.


Кстати, именно из ТОГО похода я до сих пор вспоминаю забавный случай, произошедший в Псково - Печерском монастыре. Это было моё первое знакомство с настоящим действующим монастырём. Человек в те годы совершенно далёкий от веры и более - гонитель её, я с усмешкой и иронией на лице прогуливался по монастырскому двору, будучи облачённый в тренировочные, облегающие фигуру ХБ. Везде тыкал пальцем, особенно на монахов в чёрном. Видно это очень не понравилось настоятелю монастыря. Высунувшись из окна, он приказал дворнику гнать нас поганой метлой, что и было исполнено. В прямом смысле под метлой мы были выпровожены вон. Не то, чтобы с позором, но неприятно было. Дворник попался мирный и тихий, как и подобает монаху. Ни слова нам не сказал. Мы вышли, он вздохнул и вернулся назад.


Знать бы тогда, что пройдёт двадцать с небольшим лет и тот самоуверенный молодой человек с ухмылкой станет иподиаконом и помошником архиепископа, постоянного представителя русской православной церкви в Германии. Не поверил бы!


Но это еще, сколько лет прошло, а пока впереди был 1983 год и первый (до сих пор единственный) украинско-российский веломарафонский суточный пробег длиной 400 километров от Лозовой до Курска. В гости к писателю Александру Харитановскому! ?менно к нему! Да по какой дороге! По той самой, по которой Глеб Травин ехал вокруг СССР, так как он ехал именно через Лозовую и Курск на север!!! Об этом свидетельствую печати с датами в паспорте - регистраторе путешественника, так как он всю свою дорогу задокументировал. А копия этого паспорта, подаренная кинорежиссёром Мосфильма Владленом Васильевичем Крючкиным, снявшим документальный фильм о Травине для телевизионного Клуба Путешественников, находится в архиве музея истории велосипедного туризма в Лозовой. До сих пор помню дату, а этот день мы всегда в клубе праздновали: 7 сентября 1929 года. В этот день почти 75 лет назад Травин проезжал через Павлоград и Лозовую и поставил печать в райисполкоме. Так ли уж случайно всё происходит в жизни? Так ли уж случайно на пути Травина оказалась маленькая железнодорожная станция Лозовая в глухих степях Восточной Украины?


7 часов утра. Общий старт на 400 км от Лозовой до Курска. В основном- ребята из профтехучилища. Никогда на такие большие расстояния никто не ездил. Физическая подготовка разная, велосипеды- тем более. Я выезжаю на обычной дорожной УКРА?НЕ. Договариваемся, что ехать можно хоть по одиночке, но с собой взять мелки и на асфальте рисовать, кто когда проехал. Первые 150 километров до Харькова преодолеваются всеми порознь. В город не заезжаем, а идём по объездной дороге. В полдневную жару отдыхаем на обочине под листьями деревьев.


Дорога на Белгород нервирует. Старый раздолбанный асфальт трассы Москва-Симферополь мучает. Он узкий, в обе стороны сплошным потом идут большегрузные автомобили и автобусы, разве что не зацепляют. В Белгород вкатываемся под вечер. Собираемся у железнодорожного вокзала и тут выясняется, что три человека уже ушло самостоятельно дальше на Курск, а основная масса не в силах продолжать маршрут. Они решают ехать до Курска вечерне-ночной электричкой. Меня никто не поддерживает, ну что ж, дальше еду один. Выруливаю на дорогу и начинаю подъём из города. Километров через десять вижу нечто: сидят трое под деревом и палят костёр. Ожидают остальных. Говорю, что я один и больше не предвидится.


Через десять минут продолжаем путь. Ребята едут на училищных СПУТН?КАХ, но мне в принципе не тяжелей, так как ход у моей УКРА?НЫ очень лёгкий. Единственная проблема - горки, здесь не хватает переключателя передач. Опускается ночь, автомобильное движение затухает. В полной темноте проезжаем знаменитое ПОЛЕ СЛАВЫ ПОД ПРОХОРОВКОЙ, где летом 1943 года было танковое сражение. Часа в три ночи устраиваем небольшой отдых с разжиганием костра. Ребятам хочется ПОШУТ?ТЬ, зажигают что-то прямо посредине автострады. Отдельные машины, увидев НЕЧТО горящее поворачивают назад, не доехав до нас, некоторые осмеливаются, но проехав группу парней, дают такого хода, что ой ёй ёй. Затушив, продолжаем движение. Дорога почти не видна, фонариков нет, едем на ощупь. ?нтересно, что подъёмы не чувствуются, такое ощущение, что велосипед едет немного медленнее и всё. К рассвету начинают закрываться глаза. При въезде в Курск неожиданно теряем одного парня. Он остановился перевести дыхание на мосту через железную дорогу и- засыпает стоя. Возвращаемся, будим, заканчиваем маршрут. У дома писателя Александра Харитановского (ул. Ленина, 74, кв. 29)собирается большая толпа. На дорогу потрачено 25 часов. Звоним в дверь и вот наша первая встреча. Выходит невысокий кряжистый пожилой человек с приятным волевым лицом. Получаем приглашение на чай и начинается разговор. Александр Александрович интересуется, каким образом мы узнали его адрес, но эта история настолько долгая и туманная, что просим рассказать лучше о Травине. Он соглашается, и вот что узнаём.


После окончания факультета журналистики молодого и начинающего отправляют работать на Камчатку. Было это в середине пятидесятых годов. Работа журналистом газеты ПРАВДА интересная, но хочется чего-то большего. ? однажды совершенно случайно, пролетая самолётом очередное командировочное пространство над Чукоткой и разглядывая сверху бескрайние просторы тундры слышит слова:


- А, знаете, здесь один чудак проехал на велосипеде. ? было это задолго до войны.


Так приходит удивление а потом и любопытство. После недолгих распросов удаётся узнать, что Глеб Травин живёт в Петропавловске-Камчатском и работает преподавателем в мореходном училище. Происходит встреча. Харитановский не верит, что велосипедом можно было проехать вдоль побережья Северного Ледовитого океана и просит Глеба Леонтьевича предоставить доказательства. Так как дело происходит на квартире Травина, то последний, недолго порывшись, приносит потёртый ПАСПОРТ-РЕГ?СТРАТОР, заполненный оттисками печатей, собранных по маршруту. Вот тут удивление перерастает в шок, а затем и в горячее желание узнать ВСЮ ПРАВДУ, какой бы она не была. С этого дня почти ежедневно Харитановский бывает у Травина, долгими вечерами они сидят над картой Советского Союза и медленно, шаг за шагом восстанавливали картину подзабытого путешествия. Ведь прошло почти тридцать лет. Харитановский всплескивает руками и горячится:


- Ну почему вы об этом столько лет молчали?!!


Травин отвечает нехотя, что, в общем-то, не молчал, но и говорить сильно не пытался. Намекает на сложные тридцатые годы. (Кстати всю ПРАВДУ мы узнали позже уже не от Харитановского, но это я забегаю вперёд). Журналист начинает доверять рассказам велосипедиста, но для верности посылает в разные точки страны письма с просьбами подтвердить, найти очевидцев, проверить правильность фамилий. ? это срабатывает. Пусть и не массово, но начинают приходить ответы очевидцев, видевших Травина на маршруте. Присылаются даже несколько фотографий. Так восстанавливается захватывающая и полная драматизма история первого в мире велоперехода по побережью Ледовитого океана. Правды ради стоит сказать, что Травин иногда пытался приукрасить свои подвиги, добавлял что-нибудь эдакое, но подобную отсебятину Харитановский разоблачал и пресекал. Образно говоря, прежде чем родилась книга, было проведено самое настоящее расследование и доследование, то есть следствие ПО ДЕЛУ. Когда повесть была готова, то встал вопрос о печатании. Москва рисковать не захотела и средств не выделила, а вот местное книжное издательство, специализирующееся на ДОМАШНЕЙ тематике рискнуло, безо всяких дотаций издало книгу и отправило по магазинам в некотором страхе, что никто не заинтересуется, одновременно опасаясь недовольства со стороны партийных боссов, ведь коммунистическая идеология была коллективисткой, а тут история об одиночном велопробеге, пахнет чем-то давно забытым, наверное, буржуазным индивидуализмом. Было такое скрытое беспокойство и тревога. Но, к большому удивлению, книжка разошлась на ура и стали поступать заявки на дополнительный тираж. Вот только тогда Харитановский, переработав повесть, решил издать книгу для всесоюзного читателя. Получив необходимые отзывы и рецензии, московской издательство МЫСЛЬ издало повесть о ЧЕЛОВЕКЕ С ЖЕЛЕЗНЫМ ОЛЕНЕМ массовым тиражом. Это было в 1964 году. С тех пор книга появилась в библиотеках страны, и подвиг стал известен всем. Что тут началось!


Но Травина на Камчатке уже не было. Выйдя на пенсию и получив всё, что причитается дальневосточнику и жителю севера, он не стал дожидаться поздней старости и переехал на постоянное жительство в родной с детства Псков. С этого времени протопталась дорожка в краеведческий музей. А квартира УЖЕ знаменитого велопутешественника стала желанным местом для всех, кто торил дальние велодороги необъятного Союза.


Здесь стоит сделать необходимое и важное отступление, а именно о том, что официальный велосипедный туризм Травина не признал и не хотел признавать. Да и не мог признать в силу сложившихся обстоятельств. Советский государственный туризм был сотворен на потребу коммунистической идеологии. Это с одной стороны. Другой стороной ТОГО туризма была подготовка закалённых бойцов для советской армии и ВМФ. То есть, говоря просто, туризм должен был выполнять возложенные на него государственные обязанности по воспитанию молодёжи в духе преданности Партии, Родине и Советскому народу (как новой общности людей).


Что получал туризм взамен: подвальные помещения для клубов и мизерную дотацию для тех, кто будет заниматься спортивным туризмом. Денег выдавалось настолько мало, что их могло хватить разве что на самых пробивных руководителей и организаторов спортивно-туристского дела. А раз есть кормушка с ограничениями, то будут и те, кто всем своим горлом будут хвалить эту кормушку и не менее широкой грудью НЕ ДОПУЩАТЬ до ней слабаков. Так Родина родила спортивно-туристских функционеров. Были среди них и неплохие люди, которые не видели других путей занятия любимым велотуризмом, а были и просто горлохваты. Всё было. ТА С?СТЕМА была матерью раздоров на указанной выше почве. Кто только кого не ПОДКАПЫВАЛ или не ПОДСТАВЛЯЛ. Бюрократия расцвела таким пышным цветом, что в реальной действительности заниматься спортивным туризмом было под силу разве что людям с высоким образованием, имеющим писательский талант для того, чтобы написать толстый том отчёта после каждого путешествия. ? хотя правила организации и проведения туристских походов и путешествий на территории СССР были весьма разработанными и жёсткими, но они нарушались везде и всюду, а особенно на самих туристских маршрутах. Например, фотографы проявляли чудеса изобретательности, чтобы запечатлеть ВСЮ группу на маршруте, хотя отсутствие одного или двух спортсменов было скорее правилом, чем исключением.


Травин оказался в стороне и возвышался одинокой горой над упивающимися своими спортивными подвигами функционерами. Они, даже в самых сложных своих маршрутах, не могли дотянуться до его высоты, это их нервировало и раздражало, а Глеб ничего не мог сделать, так как он был явно официально непризнанным велосипедистом-спортсменом.


Я вспоминаю (вечная ему память) руководителя киевских и украинских велотуристов Владимира Александровича Агамалова, который на моё очередное письмо ответил, что он не верит, что Травин совершил подвиг, что это всё неправда и неизвестно зачем его превозносить.


Вполне естественно, что в этих условиях Травин как магнитом стал притягивать к себе тех, кто в силу разных обстоятельств или не хотел или не мог заняться официальным спортивным велотуризмом. Он стал недосягаемым кумиром для всех велосипедистов - марафонщиков и одиночек, пересекающих Советский Союз в разных направлениях. Надо признать, что таких дальнобойщиков было немало. ? об одном из них нужно здесь сказать особо. Москвич Георгий Гончаров, один из современных велосипедистов-стайеров, вообще долгое время считал этого человека велосипедистом-путешественником номер два после Травина.


Звали его (вечная ему память) Александр Георгиевич Гершфельд. Он был хорошим другом Глеба Травина, не раз бывал у него в Пскове и всю свою сознательную жизнь путешествовал по стране на велосипеде. ?ногда я даже удивляюсь, и когда это Гершфельд умудрился закончить институт физкультуры имени Лесгафта, стать учителем физкультуры и истории? Наверное, в промежутках между странствиями. Рассматривая карту его маршрутов, видишь, что весь Союз не раз был изъезжен вдоль и поперёк. Свою дружбу с Травиным Александр Георгиевич ценил превыше всего на свете, для него Травин был почти как небожитель. Однажды, узнав, что в Лозовой есть веломузей и что главными экспонатами являются материалы о Травине, Гершфельд заехал во время очередного велостранствия. Долго сидел над бумагами, фотографиями, а потом, вздохнув, произнёс:


- Умру, пусть похоронят меня в Лозовой, хочу быть поближе к велоклубу имени Травина и самому Травину.


Кто мог бы подумать, что это завещание будет исполнено.


Долгое время о А. Гершфельде ничего не было известно. Но однажды мы получили из Узбекистана телеграмму о трагической смерти путешественника. Одновременно была просьба, чтобы клуб забрал все его архивы для музея велотуризма. Делать нечего, были снаряжены двое активистов, профтехучилище оплатило пролёт до Ташкента и обратно и через несколько дней появились наши посланники с чемоданами. Они были плотно набиты вещами Гершфельда и материалами о его путешествиях. Материалов оказалось достаточно, чтобы создать небольшую экспозицию. А ещё через небольшое время в клуб прилетела и жена покойного, привёзшая прах для перезахоронения. Это был первый и последний раз, когда от помещения клуба началось траурное шествие на кладбище с духовым оркестром. В срочном порядке приобрели памятник и вот с тех пор среди могил лозовчан есть и небольшая могилка Александра Гершфельда, а музей велотуризма стал носить его имя.


Так сбылось завещание: в клубе имени Травина стал размещаться музей истории велотуризма имени Гершфельда. Эти два человека стали в памяти лозовских велотуристов двуедиными. Этим был весьма доволен и наш давний друг Павел Конюхов, сумевший к тому времени сотворить музей путешественников имени Травина в далёкой дальневосточной Находке.


А мы продолжали искать материалы о Глебе Травине. Однажды один из друзей нашего клуба нижегородец Алексей Чкалов (в настоящее время он исполняет обязанности представителя Президента России по Нижегородской области) пригласил травинцев на годовое заключительное собрание клуба велотуристов Нижнего Новгорода. Происходило это в Дзержинске. Не долго думая отправились. Познакомились с главными действующими лицами клуба, приобрели ряд материалов о деятельности велотуристов г. Горького для музея и выступили с информацией о музее в в Лозовой. В перерыве к нам подсел один из местных велотуристов и представился:


- Я Погорелов Анатолий Петрович. Меня очень заинтересовало то, что вы из клуба имени Травина. Знаете, Глеб Леонтьевич и для меня не случайный человек. Короче- я его племянник.


Мы остолбенели. Ну кто бы мог подумать, что в далёком от Украины городе на Оке мы встретим родственника Травина! Да ещё активного велотуриста-спортсмена! Невероятно! Но самое невероятное и никак не вкладывающееся в рамки просто случая были следующие его слова:


- Если хотите, то прямо сегодня познакомлю вас с родной сестрой Глеба. Её зовут Александра Леонтьевна и живёт она здесь, в Дзержинске.


Э    то был удар молнии! Как, мы сможет вот так прямо через несколько часов увидеть единственную из оставшихся в живых сестёр Травина?! Фантастика! Ну кто же откажется от этого?


Анатолий Петрович созвонился, договорился о нашем визите и вот мы подкатывает на улицу Гагарина, к дому 13 и поднимаемся в квартиру 9. Нас встречала вся наличествующая семья Полётовой Александры Леонтьевны. Сама старенькая хозяйка весьма расстрогана, волнуется, вытирает слёзы. Её успокаивают, усаживают в кресло и начинается наша необычная беседа. Приносятся фотоальбомы и вот раскрывается семейная хроника. Александра Леонтьевна вспоминает, что Глеб с самого детства был очень целеустремлённой личностью. Если он чего хотел- добивался во что бы то ни стало. Ко всему относился очень серьёзно.


К кругосветному велопутешествию он готовился очень тщательно. Действительно, Травин первоначально собирался именно в кругосветное велопутешествие, но к тому времени, когда мечта могла вопротиться в жизнь, дороги за рубеж уже позакрывали, поэтому он и переориентировался на круговое велопутешествие по границам СССР. ? решил сделать то, о чём никто и подумать не мог- пробраться и по северной границе страны Советов. Готовился он к этому несколько лет: до службы в армии, во время службы и после службы. Специально напросился, чтобы после службы его направили на Камчатку, чтобы поближе познакомиться с жизнью севера и его народов.

Глеб Травин
 

Александра Леонтьевна показывает несколько фотографий, уже известных велосипедному миру России. А я спрашиваю:

- Ну почему же до 1960 года о его путешествии ничего не было известно? Почему ничего не публиковалось? Почему нет фотографий, ведь известно, что Травин имел на маршруте фотоаппарат ЛЕЙКУ и снимал всю дорогу?


Женщина тяжело вздыхает и говорит, что всё не так просто, как представляется. Просит вспомнить, что было в тридцатых годах в стране? Да вроде сталинские годы, репрессии. Правильно. Так вот, в одном из журналов в примерно середине тридцатых годов появилась статья о путешествии Травина (вот это да! А у нас в музее ничего про это нет!) и в особенности о том, как он преодолел побережье Северного Ледовитого океана. Была статья, была, кто его знает, сохранилась ли в архивах? Но, это же ТЕ ГОДЫ! Через короткое время по своим каналам они узнали, что автор статьи репрессирован и расстрелян, что могут быть последствия, да ещё какие! Повод могли найти простейший, например, что Травин- американский шпион, ведь он действительно интересовался историей освоения северного побережья Сибири и Дальнего Востока. Он действительно увидел всё, что делается на северных просторах России и с этой точки зрения представлялся просто находкой для американцев. Не следует забывать и о том, что готовясь к походу, он заказал именно в Америке велосипед. Да, да, Травин проехал маршрут на американском велосипеде! Если читали книгу, то вспомните, что велосипед был необычным, с деревянными ободами! Правда, с ними пришлось расстаться ещё в пределах Дальнего Востока, они первыми не выдержали русское бездорожье. Но сам факт говорит о том, что американские велотехнологии Травин освоил значительно раньше современных байкеров! А кто видел велосипед Травина в Пскове, тот обратил внимание не некоторые НЕОБЫЧНОСТ? велосипеда: крепкая ДВОЙНАЯ СВЕРХУ рама, масляный фонарь.


Александра Леонтьевна начинает ещё больше волноваться, руки дрожат. Продолжает. Вся семья гудела по вечерам как растревоженный улей. Сёстры в один голос умоляли Глеба уничтожить всё фотодокументы и даже паспорт-регистратор. Но он был непреклонен. Готовил большой материал для издания книги. А тут стали исчезать друзья. ?х забирали и всё. В семье поднялся переполох. Уже плакали и взывали к совести путешественника, ТАК КАК ОН СТАВ?Л ПОД УГРОЗУ Ж?ЗНЬ ЦЕЛОЙ СЕМЬ?. Против этого Глеб Леонтьевич был бессилен. Если в себе он был уверен, то видеть слёзы близких людей для него было нестерпимо. Отдал почти все фотонегативы и они были тут же сожжены.


Мы ещё раз переспрашиваем:


- и вы лично это сжигали?-


Ответом было: - Да. А что было делать, годы были такие.


? всё же несколько фотографий и паспорт-регистратор велопутешественник спрятал. После этого всякие разговоры о велостранствиях были запрещены, семья ЛЕГЛА НА ГРУНТ. Длиной в 20 лет, вплоть до разоблачения культа личности и расстрела Берии. Так невероятная история о ледовом велопутешествии была неизгладимо испорчена, многие подробности забыты. К счастью, пронесло, за Травиным никто не пришёл, никто его не выдал.


А нам было подарено 2-3 фотографии из семейного альбома. А.П. Погорелов оказался немногословным человеком. Лишь вскользь упомянул, что работает учёным в Арзамасе-16. ? всё. ? до сегодняшнего дня я ему признателен и благодарен за ту уже далёкую встречу. Одно время мы переписывались с Александрой Леонтьевной, но она очень тяжело болела и однажды пришло сообщение о её смерти. Так прервалась история самых близких людей Травина.


Но история о Травине не прервалась. Мы продолжали писать куда только можно. ? вот однажды получили письмо из Сочи от Николая Семёновича ?льенко. Он представился как журналист, пишущий о Травине и обрушился на писателя А. Харитановского. Мы читали и всё больше недоумевали. Судя по всему выходило, что Харитановский не сам написал повесть ЧЕЛОВЕК С ЖЕЛЕЗНЫМ ОЛЕНЕМ, а перекатал её со своими художественными выкрутасами с очерка о Травине, изданного примерно в 1935 году! Но мы- то уже не один раз побывали к этому времени в Курске в гостях у писателя, уже вышло третье издание повести, которую Александр Александрович переработал и даже внёс дополнение о нашем клубе. Мы прекрасно знали, что о плагиате речи быть не может, так как Харитановский писал книгу ВМЕСТЕ с самим Травиным. Что первое издание было осуществлено в Петропавловске-Камчатском.


? чем дальше шли по тексту письма, тем более и более понимали, что это - всего лишь журналистская зависть и житейская нетерпимость. Но было в письме и нечто конструктивное. Мы узнали, что очерк о Травине был действительно издан в одном из Сибирских издательств (простите, запамятовал, но вероятнее всего в Новосибирске). ? было это примерно в 1935 году. Назывался тот сборник очерков "Выход к морю".

?сточник статьи

 

 

Comments:

Последнее обновление 21.03.11 10:25  

Комментарии 

 
0 #1 Петрович 21.03.2011 08:50
Простите, но я не верю, что из Лозовой до Курска можно доехать за сутки на "Украине"! Но даже и на более продвинутом "Спутнике" простым пацанам из ПТУ проехать 400 км --нереально!
 
 
0 #2 IP 21.03.2011 10:15
Цитирую Петрович:
Простите, но я не верю, что из Лозовой до Курска можно доехать за сутки на "Украине"! Но даже и на более продвинутом "Спутнике" простым пацанам из ПТУ проехать 400 км --нереально!

:-) Петрович, кому как не тебе проще всего найти очевидцев того похода ;-)
400 км за 25 часов = 16км/ч.
Тоже считаю это нереальной скоростью для пацанов из ПТУ.
А с другой стороны, тон задает вся эта история с Травиным и его 85 000км о которых пишут во всех справочниках, и только единицы не верят, берутся пересчитывать и в итоге насчитывают всего лишь 30 000 км. Хотя и эта цифра тоже внушительна.
Есть предложение - для опровержения статьи Красовелле летом проделать путь лозовских бурсаков в Курск самоходом на Курский дуатлон и доложить общественности результаты исследования))) ;-)
 
 
0 #3 Петрович 22.03.2011 07:48
 
 
0 #4 IP 22.03.2011 14:53
Ну, Лозовая - особый город...
Там даже учителя музыки, как нефиг делать сотни км наматывают шо - бегом, шо - на вело))))
Не говоря уж о спецназе рабочей молодежи из ПТУ)))
 
 
0 #5 Петрович 22.03.2011 18:03
Это я так, непонятно отчего завелся...Тем более что статья -то не о руководителе кружка, а о величайшем путешественнике (честное слово--без малейшей иронии!). То что совершил Травин --действительно, никому не повторить! Буду рад, если кто-то докажет обратное!
 
 
0 #6 IP 23.03.2011 21:09
Пока Красовелло набирается сил в Ялте и не подозревает какой "следственный эксперимент" мы ему "сосватали" на начало июня, обратился с письмом к автору статьи подключится к нашей дискуссии.
Посмотрим что из этого выйдет))))
 
 
0 #7 IP 23.03.2011 21:16
Расчет автомаршрута Лозовая-Курск показывает 368 км
www.ati.su/Trace/default.aspx?EntityType=Trace&City1=2610&City5=130&Cities=5_291;5_2613&WithinCountry=false&FastWay=false

Соответсвенно: 368 км : 25 час=14,72 км/ч средняя скорость.
Что уже чуть легче, но всё ещё спорно для водителя "Украины")))))
 
 
0 #8 Aлексей Потупин 24.03.2011 13:15
Добрый день, друзья.
Подтсверждаю всё на 100%, что написано о поездке из Лозовой в Курск. Ничего ни убавить, ни прибавить.

Врочем, немного добавлю. В Германии в 1997 году прошёл на туристком велосипеде все четыре официальные ступени веломарафона: 200, 300, 400 и 600 км, о чём получил бумагу из Парижа, что являюсь первым официальным веломарафонцем из Украины. Тяжело немного было, особенно первые 200 км, когда выехал с палаткой и спальным мешком, так как спал в Гамбурге в парке. На полчаса начал позже старта, когла все уехали, поэтому ломился по выданной картосхеме в одиночку. Уложился и не потерялся, со всеми печатями.
 
 
0 #9 Aлексей Потупин 24.03.2011 13:20
 
 
0 #10 IP 24.03.2011 14:25
Добрый день, Алексей! Рад что вы откликнулись на мою просьбу прокомментирова ть статью.
Лично у меня возник сразу же естественный вопрос: А как происходила подготовка к велопоездке в Курск (объемы, километраж, тренировки)?
Не просто так ведь и вдруг все поехали, была же какая-то физическая подготовка к поездке?
 
 
0 #11 Aлексей Потупин 24.03.2011 15:05
Да, не просто. Мы регулярно (ежедневно) тренировались перед поездкой. Как велотренировки, так и общая физподготовка в спортзале, который был предоставлен группе клуба велотуристов...

Насчёт лозовскогог спецназа. Да, действительно, часть моих ребят пошли в спецназ, часть служили в пограничных войсках. Хорошо служили. Без юмора.

Не по теме. удивительно, что можно годами ждать сообщений и ничего. А вот одновременно с вами был звонок из Минска и мы поговорили с Александром о дальнейших поисках материалов, подтверждающих сверхпробег Травина. Случайностей не бывает. Значит это надо?!
 
 
0 #12 IP 24.03.2011 17:54
Цитирую Aлексей Потупин:
Не по теме. удивительно, что можно годами ждать сообщений и ничего. А вот одновременно с вами был звонок из Минска и мы поговорили с Александром о дальнейших поисках материалов, подтверждающих сверхпробег Травина. Случайностей не бывает. Значит это надо?!

А какова судьба музея вашего клуба? Он ещё существует в Лозовой? Что с документами, экспонатами, книгой с автографом?
 
 
0 #13 Aлексей Потупин 24.03.2011 20:32
ВСе музейные материалы находятся в Лозовском краеведческом музее. В каком состоянии - я не знаю, поскольку много лет не был в Лозовой. :-|
 
 
0 #14 IP 25.03.2011 08:42
Меня так больше в этой истории с Травиным впечатлило не расстояние (готов даже верить в цифру 85000км, а - средство передвижения). Как велосипед может пережить такую дистанцию . В те времена само понятие "велосипед" было экзотикой, а уж как его чинить и где брать запчасти в пути - совсем непонятно?
Смотрел как-то на ВВС документальный фильм о том как несколько иностранцев на велосипедах пересекали Россию от Москвы до Монголии. За ними ехала машина техподдержки забитая запчастями и запасными рамами. Потому как на наших нынешних дорогах поломки могут быть самые непредсказуемые . У них, к примеру, от вибрации тупо отваливался кареточный узел от рамы. Не говоря уж о таких мелочах как колёса и т.п.
 
 
0 #15 Алла Рудникевич 25.12.2011 21:12
Алексей, прочитала с удовольствием твои воспоминания, вспомнила всю эпопею и велоклуба и музея. Наилучшие тебе пожелания и спасибо , что ты был в жизни нашей семьи. Остальное напишу в личку, если ответишь.
 
 
0 #16 IP 25.12.2011 21:37
Цитирую Алла Рудникевич:
Алексей, прочитала с удовольствием твои воспоминания, вспомнила всю эпопею и велоклуба и музея. Наилучшие тебе пожелания и спасибо , что ты был в жизни нашей семьи. Остальное напишу в личку, если ответишь.

Алла, Алексей появился на этом сайте по моей письменной просьбе, чтобы прокомментирова ть наши спорные вопросы относительно фактов изложенных в статье. Я благодарен ему за оперативный ответ.
Его адрес я нашел на сайте palomnik.org/StartB.html Адрес расположен внизу страницы.
 
 
0 #17 Алексей Потупин 25.12.2011 22:03
Доброго времени, Алла,
очень рад внезапному ответу. Замечательная неожиданность. Да что там говорить, годы были удивительные, сейчас всё гораздо тише, больше сижу на компьютере и решаю несколько иные задачи, попроще. Да, я очень часто вспоминаю то время, жаль, что не вернёшь молодости и той активности. Вот, решил по возможности в полном объёме возобновить велоезду и... сломал руку. Нестрашно, неприятно и опять нужно потерпеть хотя бы месяц.
Поздравляю с наступающим Новым Годом!!!