Предупреждение!
Все нижеизложенное не является экспертным мнением, а является плодом моих чувств и пристрастий, основанных на жизненном опыте и личном вкусе.
У меня нет музыкального образования: ни - начального, ни – «продвинутого».
Я не претендую на роль музыкального знатока или критика. Весь мой музыкальный опыт ограничен игрой на барабане в пионерском отряде и бренчанием на гитаре в поздней юности.
Драйв - чувственная, энергичная манера исполнения музыки, характеризующаяся особыми приемами и средствами выразительности.
Вы задумывались когда-нибудь: как музыка влияет на жизнь общества?
Вот представьте какую музыку слушали наши предшественники каких-нибудь сто лет назад и как она влияла на их ритм жизни.
Вальс, танго… Конечно, эти музыка располагают в танце к неспешным выверенным движениям со строго отточенными формами. Под это музыкальное произведение хочется порхать и легко кружить, говорить комплименты и красивые слова.
В современном обществе такие ритмы уже не тренде, увы. Все куда-то бегут, едут, летят. Всё стремительно и беспощадно движется – не до «порхания»
А вот к примеру, марш уже заряжает энергичностью. ? секрет здесь не столько в тайных нотах или секретных аккордах, сколько в ритме.
Темп в маршевой музыке варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения – от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии позапрошлого века. До 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах.
Вот о маршах мне хотелось бы поговорить. Точнее об одном марше, который мне больше всего нравится.
Но сначала немного истории из личного архива.
В ранней молодости мне пришлось несколько лет прожить в общежитии в одной комнате с музыкантом военного оркестра. Мой сосед был по национальности башкир - Камалов Урал. Парень тихий, скромный, приятный. Он был старше меня, но разница в возрасте не напрягала. У нас установились хорошие дружеские отношения. В оркестре он играл на трубе.
Поскольку общежитие находилось рядом с воинской частью, то частыми гостями в нашей комнате в обеденный перерыв были военные музыканты. Народ, с точки зрения военной дисциплины – разгильдяйский. Впрочем, как и подавляющее большинство музыкантов.
Тем не менее, общение с ними было интересным. Потому как, за их традиционным распитием трехлитровых банок жигулевского пива, можно было наслушаться массу всяких необычных историй и умных вещей. Споры велись на весьма интеллектуальные темы. ?ногда, даже заканчивались конфликтами достойными сюжетов для анекдотов.
Возвращаюсь как-то я из длительной командировки и застаю своего соседа в весьма помятом виде. Под глазом синяк, губы разбиты и опухшие, в комнате следы легкого побоища. Естественно, вопрос: "Урал, что случилось?"
Оказывается, во время очередного обильного возлияния с одним из собутыльников по общаге возник спор о том - кто автор вальса "На сопках Маньчжурии". ?нтеллигентый спор закончился дракой. Мне было и смешно и жалко. Жалко, потому что разбить трубачу губы, всё одно, что - придавить дверью пальцы гармонисту.
От военных музыкантов мне стали известны некоторые сленговые понятия.
Вам известно, что музыканты с помощью нот способны послать вас куда подальше?
Условным стуком в дверь нашей комнаты у музыкантов служил набор нот До-Ре-Ми-До-Ре-До.
Занимательно, что данная музыкальная тема мне изредка встречается и в быту.
К примеру, молодой человек промышляющий на жизнь игрой на баяне в электричках на перегоне Борки-Лозовая иногда после неудачного прохода по вагону (когда неблагодарные слушатели не бросили в его пакет мелочь) на выходе пробегается по клавишам - До-Ре-Ми-До-Ре-До.
Но совсем уж похабным хулиганством оказалось, когда в домофоне у подъезда на мою ошибочную распальцовку, домофон интеллигентно послал меня. Кто-то от этого тоже «пострадал» и даже выложил в сеть.
Основу всей фонотеки в нашей комнате составляли виниловые пластинки. Магнитофона у нас не было. Зато был какой-то ужасный проигрыватель. ? на нем можно было слушать пластинки с… военными маршами. Потому как ничего другого в фонотеке Урала я не находил. Так мне стало известно имя знаменитого военного дирижера Семёна Алекса́ндровича Черне́цкого, автора бесконечного количества маршей.
Вы знаете кто такие гренадеры? Это храбрые воины, можно сказать, предшественники нынешних спецназовцев. Одними из основным оружием гренадеров были – гренады. Сейчас это - ручные гранаты. Требовалось особое мужество и изворотливость, чтобы суметь подползти к позиции противника, бросить ручную гранату, которая собой представляла шар с фитилем. ? после всего еще вернуться на свою позицию живым.
Так вот, одним из особо мною любимых военных маршев называется - «Гренадер».
Авторство марша Гренадер» неизвестно. До сих пор среди военных музыкантов ведутся споры - кто написал этот марш? Кто-то утверждает, что «Гренадер» начинается с 6 тактов не присущих русской школе маршей. Кто-то находит сходство с немецкими маршами. Кто-то утверждает, что впервые этот марш в репертуаре появился в начале прошлого века. А в репертуар советских военных оркестров вошел благодаря именно оркестру Чернецкого.
Тем не менее, именно этот марш мне кажется образцом драйва, проверенным временем. Стоит только услышать первые аккорды, как «мурашки» пробивают кожу и ноги сами начинают выбивать такт. Как впрочем и от любой живой музыки духового оркестра.
Стоит послушать несколько вариантов исполнения этого марша. Потому как, каждый оркестр привносит в исполнение этого марша свою изюминку и темп, различаемые даже человеку с отдавленными медведем ушами
Лично я убежден, что «Гренадер» именно русский марш, по духу и драйву. Сравните его с маршем британских гренадеров и в ритме английского марша бы увидите услышите размеренное: «Овсянка, сэр!»
Так о чём эта статья. Ну как бы ни о чем. Навеяна тем, что в последние дни приходится пробегать тренировки по Гренадерской улице.
Зато теперь вы знаете название, как минимум одного известного военного марша и при случае можете культурно послать музыкальный привет надоевшему человеку)))
Панов Евгений©июль,2013
Comments:
Комментарии
www.youtube.com/watch?v=6_Bb2j7dQkQ
Девушкам особо нравится марш от Феликса Мендельсона :-) :-) ;-)
Цитата:
Лично для меня и сейчас не укладывается в сознании как можно разобраться в нотах, клавишах, струнах.
Поэтому, по инерции считаю "лабухов"(в хорошем смысле слова) - людьми от бога.
Петрович - респект, прежде всего тебе. Жду-недождусь "Перекоти поле" с вечеринкой под баян в твоем исполнении!