Где та граница, которая разделяют виды спорта на обычные и экстремальные? Как ее определить? Балансировка на границе жизни и смерти и получение от этого острых ощущений вещь индивидуальная. Мне по душе те виды, где я могу контролировать ситуацию на все сто. Остальное авантюрность, риск, который в какой-то мере управляем.
Парашютный спорт для меня всегда был в зоне риска. В чем он проявлялся, я даже не задумывался. Рисковое дело и все! Но здравый смысл подсказывал мне, что риска здесь не более чем в марафоне, просто преодолеть себя надо в чем-то другом. Ну а судить о том, что даже не то что не пробовал, а и не видел, дело не порядочное
Разобраться в своих переживаниях и заодно познать мне неведомое, я решил поездкой в поселок Коротич, на базу Харьковского аэроклуба им. Гризодубовой. Тем более, что настойчивое приглашение шло от нашего одноклубника Ярослава Хомы, у которого в послужном списке уже полтораста прыжков.
Пять часов утра. Короткие июньские ночи быстро сменяет дарующая приятную прохладу утренняя зорька. Я бодро шагаю на электричку в предвкушении увлекательного дня. Парашютисты любят начинать прыжки пораньше, часов с восьми. На первую группу не успею однозначно, но на вторую обязан.
Два часа в дороге проходят быстро, ибо увлекательное чтиво способно время ужимать. Со станции метро «Холодная гора», на маршрутке, идущей до Люботина ехать километров 10 до остановки «Коротич». Ориентир, летная техника, которая стоит в поле. Подстраховался, попросив водителя объявить остановку. Не помогло. Пришлось проведать и Люботин. Водитель почувствовав себя виновным ( а кто же из нас двоих баран?) с опозданием, но за бесплатно все-таки доставил меня к цели.
Забегая на базу, у первого встречного, девушки, спрашиваю, где мол чемпион-чемпионов Ярослав Хома. Не двусмысленный взгляд в небо и далее на прокошенную круглую площадку дал информацию к размышлению. На ходу расчехляю свою фото-пушку и навожу прицел.
Самолет «выплюнул» из себя с десяток смельчаков, которые словно гигантские снежинки плавно опускаются на землю. Правда те, что по белее, на куполах, уж совсем не торопятся на землю. Еле летят как мне кажется. ? летят, кто куда горазд, точнее, куда кого ветром занесет.
Ну а другая группа, в полосатых купа парашютах явно более спортивного вида. Эти выделывают различные воздушные кренделя и приземление ведут ближе к кругу (скошенный участок травы). В кругу стоит тренер, и без матюкальника, громко в небо, раздает ценные указания, за что дергать, куда поворачивать и вообще напоминает кто ты такой.
Ярослав, хитрый лис, выбирает себя место для самой мягкой посадки, там где постелено))) Точняк заслуживающий недюжего уважения. Но только не у тренера. Пару ласковых с непонятными мне фразеологическими наречиями. ?тог очевиден - спортсмен пообещал исправиться.
Небольшая пауза между прыжками, позволила мне немного ознакомиться с базой. Довольно большая территория в основном отдана под взлетно-посадочную зону. На ней же в основном приземляются и парашютисты, те кто начинающие.
На видном месте, почти по центру, находится центр управления полетами. Взлет только по разрешению. На строении находится масса всяких измерительных приспособлений, ловят ветер. Но со слов пилота, каждый дает разные показания и главным в принятии решения остается сам пилот. Логично.
В тени деревьев, у входа на базу находятся административные и жилые помещения. Есть столовая, почти советская, со стандартным набором: первое-второе и компот.
Две больших палатки служат для укладки парашютов, под ногами лучше не путаться, запутаешься.
Ну и конечно на базе находится авиационная техника. Почти у входа, монументально, смотрится та, которая больше уже не взлетит. Музей короче. Приобретаю навыки в освоении ремесла споттинга
Далее частные самолетики, которые за 250 украинских долларов покатают вас 10 минут. По желанию, исполнят фигуры, от которых ваш желудок позеленеет вместе с вами.
? на самом краю площадки, ровными рядами стоят красавцы вертолеты, полной комплектации и не очень. Рядом, прям как с картинки, тройка скоростных самолетов для пилотажных групп.
Ну а теперь про сами прыжки. Всех желающих здесь ждут с распростертыми объятиями. Цена вопроса 350 грн. Деньги вперед))) Небольшой осмотр у врача, который измерит давление, проверит ясность взгляда и отсутствие «алкогольной храбрости». Если желающих не очень много, все свершится в один день. Теория, практика на тренажерах и… первый пошел.
Парашют выдается десантный. Основной на спину, запасной на пузо. Выкинут вас с высоты 700-1000 метров. Кстати, если вы от переизбытка эмоций забудете выдернуть чеку, она волшебным образом сама это сделает. Но лучше, понятно, не забывать.
Укладкой снаряжения занимаются несколько человек. Вот, например один из них, девушка Катя. Прям балет какой-то. Весьма эротично. Чаевые лучше дать до начала укладки, обидных слов не говорить, всегда улыбаться. Для чего? Догадайтесь сами)))
Кручу-верчу, все в узел связать хочу. Главное что бы наверху развязался.
Форма одежды спортивная. Обувь желательно «берцы» Всем этим могут обеспечить на месте. Дается сигнал десятиминутной готовности до посадки в самолет. Происходит перекличка, последние напутствия и вперед.
Вместе с новичками, прыгают и спортсмены. Они летят на высоту около 3000 метров. Обратите внимание на размеры парашютов. Чем он меньше, тем быстрее снижение. Десантный парашют приземлит вас после раскрытия минуты через три, с семисот метров. Скоростной, в два раза быстрее.
Во время работы самолета, стоять лучше со стороны двери, иначе мощный мотор нарисует на вашем лице странный макияж. Такая себе будет картина маслом и мазутом о «формах раскраски спецназа».
Стоящие позади самолета студенты, в потоке воздуха идущего от пропеллера отрабатывают «отделение». Прыжок на поток в этом схож.
За выходом из самолета и планированием следит тренер. Зрительный прибор прилагается.
Ну, о приземлении я уже чуть писал, еще немного расскажу о точном.
Соревнуются в акробатике и на точность приземления. В центре датчика виден желтый пяточек. Если вам удастся в пяти прыжках подряд коснуться его пяткой, звание мастера спорта у вас в кармане.
Понятно, что дело это не легкое, поэтому тренерской критики вам не миновать. Спорт он такой, жестокий.
Мне, как обычному человеку, далекому от парашютного спорта, важен показатель количества прыжков. Спросив у одного ветерана о сумме прыжков, получил ответ 400 и вздох разочарования. Хотелось больше.
Пошел за разъяснением к Ярославу. Оказывается, количество не показатель. Ценится участие в соревнованиях. Это главный рейтинг в их среде. «Но все же, сколько прыжков могу сделать мастера?» - не унимался я.
- ну вот у моего тренера их 5000, на сариках видел людей у которых по 12000. Ходят, правда, байки о «черном парашютисте» у которого 15000 прыжков.
Подчитал, это где то 35 лет ежедневных прыжков. Круто. Жить что ли надо на аэродроме для этого?
Ну и на последок, главное событие дня, мой полет на легендарном АН-2, он же «кукурузник». К слову, летал я тоже впервые вообще.
У трапа нас встретил механик, вызвавший у меня сходство с Макарычем из фильма «В бой идут одни старики». Похож ей богу)))
Пилот редко когда сам взлетает, всегда найдутся желающие прокатиться. В данный момент, желающих было двое, я, и какая-то «гламурное кисо». Меня усадили по центру, на тоненькую арматурину которая перегородила вход в кабину. Удобства мало, зато обзор круговой. Мадам села на место штурмана. Пилот посоветовал ей тут же задрать юбку по выше, что бы она не мешала движению штурвала. Зрелище еще-то я вам скажу. Периодически отвлекаясь от заоконного вида, я переводил взгляд на то, что рядом. А рядом, пардон, между раздвинутых ног у дамы, штурвал то и дело, ходил вперед-назад, вперед-назад. Чудовищно гипнотизирует.
Выруливаем на взлетную. Ощущения, как будто в комбайне едешь. Небольшой разгон, и взлет. Совсем не заметно оторвались. Начинаем по спирали набирать высоту. Первые минут пять на резких поворотах чуть подташнивает. Но стараюсь не обращать на эту мелочь внимание. Хочется и пофоткать, и просто полюбоваться ландшафтом.
Сбрасываем перворазников. Сиганули все. Выталкивать никого не пришлось. Молодцы!
Набираем высоту до трех км для тандема. Ребята явно не парятся, для них похоже это уже рутина. Разлеглись как на пляже. Я же, в каком-то сумбуре, пытаюсь сосредоточиться то на вид за окном, то на фото, то на парашютистов, то ноги, штурвал, облака, опять ноги, фото, видео…
Забавное началось после сброса тандема. Высоту мы набирали минут 17, а приземлились за полторы. Я видел с земли, какие крутые виражи закладывал самолет во время приземления. Как я их переживу, мог только догадываться. Ориентацию в пространстве я потерял сразу. Земля и небо, бешено вращаясь, сменяли друг друга у меня перед глазами. Как ориентировался пилот, я не знаю. Приборы?
Сигналы от желудка, сменяли сигналы мозга, который кричал: - «делай материал для статьи!!!» Пытаюсь поднять фотоаппарат для снимка, что за черт? Весит как гиря. Перегрузка блин, я о тебе читал, а теперь, ощутил на собственной шкуре. Прикольно. Как-то переключаю в режим видео и снимаю от «бедра». Начинает мутить не по детски. Быстрей бы из самолета, а то «окрашу» весь салон и кабину в придачу.
Приземление такое же мягкое как и взлет. ?скренне благодарим пилота и вываливаемся из самолета. Жить хорошо! Завтрак уже не лезет наружу, но легкое подташнивание есть. Но это уже остаточные явления, как и мой бледный вид.
Бью челом всем, с кем успел познакомиться, за такую познавательную экскурсию, в ответ получаю настоятельные рекомендации, что типа это все фигня, прыгать надо.
Увы, мне этого не захотелось. ? дело здесь не в страхе. Побороться с ним можно. Безопасность так же здесь высокая. А вот ощущения от свободного полета, уж больно они мне не приятны. ? то, что я их смогу полюбить, я сомневаюсь. Но на самолете еще раз можно. Только окна надо протереть для лучшей видимости и пакетиков набрать на всякий случай.
Так прошел один из дней, которые запоминаются на всю жизнь. Знаю, что у нас в клубе, есть желающие прыгнуть с парашютом. Надеюсь, их мечта осуществится, и после прыжка, они поделятся своими впечатлениями у нас на сайте.
Ну и на последок, немного видео, где по порядку вы увидите: приземления парашютистов и снижение самолета, выброс десанта и вынос моего мозга от спуска (хотя камера этого не передаст в полной мере).
Comments:
Комментарии
автору спасибо за детали... даже в сопло двигателя залез.
Не хватает только фоток из свободного падения.
Аффтар, надо прыгнуть!!! :-*
А там, глядишь и народ подтянется...
Цитирую edelveys:
Последние кадры видео оно и есть, половину удалил, так как уже говорил, снимал от "бедра", много не попал в цель.
Цитирую antorex:
Ну если токо ради фоток Но снимать только своих буду))
разбередил мою старую хотелку,которую я почти заглушил полетами на велике :-?
честно говоря-думал по деньгам больше буит...
а про твою боязнь "ощущения свободного полета" я вот что скажу: начинать надо с малого.я ведь тож когдат с бардюра боялси спрыгнуть :-*
а вообще нада какое-нить более менее экстремальное велодейство замутить...
Начинал с прыжков в бассейн с трехметровой вышки. Осилил))). С пятиметровой смог, но один раз. Пока долетел, чуть не кончился. Решил что раза хватит.
Макс, если ты чувствуешь что сможешь, прыгай. Драйв обеспечен. Тем более, что наши люди там уже есть. Подсобят чем смогут.