В первой части своей статьи я "прошелся" по вопросу патриотизма, что вызвало неоднозначное мнение у разных читателей. Одни поблагодарили за четко выраженную гражданскую позицию по отношению к «сбежавшим туда». Кто-то высказал своё "фе", посчитав моё мнение штампом ушедшей эпохи.
Думаю, в этом вопросе однозначного мнения не может быть, поскольку каждый оценивает факт эмиграции по своим внутренним критериям.
А я и не хочу ни с кем спорить. Проведя не один год в вынужденной трудовой эмиграции в дальнем зарубежье, я как никто другой осознаю смысл слова "патриотизм". Поэтому имею полное право на собственную оценку событий.
Для меня патриотизм - это основной стержень в характере человека, на который нанизан весь остальной его внутренний мир. Выбирая путь добровольной эмиграции человек сознательно ломает этот стержень, предпочитая материальное благополучие духовной (или душевной) нестабильности в родных стенах.
В беседе с ?горем Рябцевым, одним из первых харьковских профессиональных триатлетов начала 90х, мы поднимали этот вопрос.
Он рассказал, что в тот период времени, когда вдруг все границы оказались открыты, в среде триатлетов была " ...группа людей, которые маниакально хотели свалить на Запад. Они собирались, шушукались. ? считали нас идиотами – тех, кто не хотел валить туда. Потом они как-то, почти одновременно, все и уехали...? единственное что им (свалившим туда) сейчас хочется слышать от нас так это то, как у нас здесь хреново, чтобы лишний раз убедится в правильности выбора своей среды обитания.»
Мне иногда приходят письма от друзей «оттуда» с вопросом: «Как ты там?»
Я отвечаю: « Всё зашибись, несмотря на экономические трудности переходного периода».
После этого они надолго пропадают из эфира.
Наверное, самым успешным триатлетом-«беженцем», все-таки, оказался харьковчанин Костя Полтавец.
«Успешным» – потому что после эмиграции в Нидерланды спустя годы его позвали назад.
«Нет пророка в своем отечестве…»
С мая 2010 года он является главным тренером сборной России по конькобежному спорту.
Однажды я задал Андрею Ястребову вопрос об одном известном триатлете оставшемся жить в Америке: «Чем он занимается сейчас?»
Мне понравился его ответ: «Последний раз, когда я его видел, тем же чем и большинство из нас – боролся с комплексом неполноценности, стараясь заработать на дом, машину и джакузи не хуже чем у соседей Джонсонов. Выглядел довольно озабоченным и несчастливым – это тяжелая гонка. Ведь Джонсоны тоже не спят»
Да и бог с ними.
Мы же остаёмся в родном, пусть и запущенном - "Вишневом саде". Разгребать всё, что осталось после сбежавших «хозяев».
Однако, вернемся к делу.
Бегло продолжу экскурс в историю развития отечественного «железного» триатлона, только теперь уже в постперестроечный период.
Пока ещё не были закрыты границы между союзными республиками, и не наступило окончательное обнищание народа - "железные" старты проводились. Самым популярным был старт - "Транс Эстония".
Вот как описывает события 1989 года один из участников этого старта Владимир Кузьменко (Латвия):
«Эстонцы опять оказались на высоте и на финише, и в организации. Сам старт назывался Триатлон-Транс-Эстония. То бишь - через всю Эстонию. Плыли в Оттепя в озере. Помню что надо было обогнуть остров. Вода +16С. Гидриков нету. Остальное - как в туман, в прямом смысле. На берегу отогревался чаем. Вело крутили по шоссе на Таллинн. Трасса была не плоха. На вело в этот раз одел шиповки (без шипов). В магазинах велотуфли отсутствовали как класс. Вообще основная масса педалировала на «старт-шоссейниках». Более продвинутые на «спортах». У пару человек были «тахионы» (инвентарь сборников). Если заменить весь этот хлам на современный инвентарь, да ещё гидрики и приличные кроссовки, то, думаю, первая тройка запросто вышла бы из 9 часов. Вторая транзитка была просто на шоссе за 42 км до Таллинна. Автомобили тогда практически отсутствовали. Одни сопровождающие. После вело переоделся, достал котелок с овсяной кашей, поел и побежал. На всё про всё ушло 10 минут. Бежал всю дистанцию не переходя на шаг. Финишировали на стадионе. Причем бежали круг по дорожке. На финише всем вручали памятные медали с гравировкой персонального времени. За то время, что преодолевали круг мастер-гравёр успевал выгравировать фамилию, имя и время на финише.»
Харьковские триатлеты, также принимали участие в «Транс Эстония», но годами позже. Сергей Евдошенко, президент харьковского КЛБ «Родник» до сих пор вспоминает, как на велосипеде ехал против ветра 180 км, через всю Эстонию.
В ходе подготовки этой статьи мне попались две интересные монографии опубликованные в этом году научным сотрудником Харьковской академии физической культуры Водлозёровым В.Е. в Слобожанском научно-спортивном вестнике №2 и №3
Во второй статье довольно подробно описаны первые «железные» старты в Одессе.
?стоки зарождения и начальный этап развития триатлона в Крыму (1987-1989 гг)
На Гавайском чемпионате мира украинские триатлеты впервые "засветились" в 1995 году.
В передовом отряде «десантников» на Гавайях были - Андрей Ястребов и первый чемпион Украины по триатлону Богдан Михалусь из Львова.
Андрея за несколько недель до старта, во время беговой тренировки, сбила машина. Но он всё же прилетел на Кону и вышел на старт, но почти сразу, сошел на плавании.
Богдан Михалусь был более успешен в гавайском дебюте.
1995, октябрь,16
Место |
Фамилия |
Плавание |
Велогонка |
Бег |
результат |
35 |
Mykhalus, Bogdan |
0:52:42 |
5:16:35 |
3:00:40 |
9:09:57 |
|
Yastrebov, Andriy |
0:00:00 |
0:00:00 |
0:00:00 |
DNF |
На следующий год уже сразу три львовянина отметились в финишном в протоколе Ironman Hawaii.
1996, октябрь, 26
Место |
Фамилия |
Плавание |
Велогонка |
Бег |
результат |
30 |
Mykhalus, Bogdan |
0:53:17 |
5:05:02 |
3:03:06 |
9:01:25 |
280 |
Begen, Andriy |
0:55:34 |
5:07:29 |
4:01:15 |
10:04:18 |
350 |
Shevchuk, Anatoliy |
1:06:41 |
5:50:44 |
3:19:43 |
10:17:08 |
Богдан Михалусь показал результат, который пока является самым быстрым временем среди представителей Украины на Гавайских чемпионатах мира.
Но я бы отметил результат Анатолия Николаевича Шевчука. Он выступал в группе 40-45 лет. Но результат показал весьма достойный. Даже с посредственным временем на велоэтапе.
Но тому была причина.
Накануне старта ему одолжили гламурный в то время Softride (шоссейный велосипед революционного дизайна, без перьев задней вилки, но с повышенной амортизационностью).
На мой вопрос: «Ну, как?», Анатолий Николаевич ответил: «Такое впечатление, словно все 180 км проехал стоя на ногах».
Последующие годы, представительство украинцев на Гавайях было уже не такое многолюдное. ? здесь уже причины были скорее не в низких результатах на отборочных этапах Ironman в Европе. А в материальных возможностях. Чтобы стать участником чемпионата на Гавайях, мало выиграть путёвку, но надо также его выкупить.
Да и поездка на Гавайи – не путешествие по Европе.
1997, октябрь,18
Место |
Фамилия |
Плавание |
Велогонка |
Бег |
результат |
36 |
Mykhalus, Bogdan |
0:53:00 |
5:22:08 |
3:02:16 |
9:18:08 |
Богдан Михалусь окончательно осел в Атланте (США).
Жизнь Андрея Бегена была посвящена тренировкам и зарабатыванию средств для того, чтобы иметь возможность стартовать, в том числе и на Гавайях.
1998, октябрь,1
Место |
Фамилия |
Плавание |
Велогонка |
Бег |
результат |
227 |
Begen, Andriy |
0:55:00 |
5:37:29 |
3:44:19 |
10:16:48 |
1999, октябрь,23
Место |
Фамилия |
Плавание |
Велогонка |
Бег |
результат |
224 |
Begen, Andriy |
0:55:27 |
5:24:19 |
3:28:11 |
9:52:50 |
2001, октябрь
Место |
Фамилия |
Плавание |
Велогонка |
Бег |
результат |
|
Begen, Andriy |
0:00:00 |
0:00:00 |
0:00:00 |
DNF |
Глядя на результат 2001 года, можно предположить, что средств на поездку не всегда хватало. Тем не менее, за свою спортивную карьеру Андрей Беген стал финишером более 25 «железных» стартов. ? я надеюсь - мы ещё не раз увидим его на дистанции триатлона.
Но давайте уже вернёмся на Гавайи 2012.
21:15. Криси Веллингтон комментирует гонку.
Всегда улыбающаяся англичанка Криси - неоднократная победительница Гавайского старта. Но в прошлом году взяла у жизни тайм-аут и теперь наблюдает на событие со стороны.
21:24. Среди нас появились первые сошедшие с дистанции. Андрей Онистрат с сыном Остапом тепло прощаются с компанией и покидают зал.
Андрей - свежеиспечённый, но очень амбициозный триатлет. В его жизненных планах и амбициях - стать Президентом, пройти Ironman и покорить самую высокую гору в мире. Ну а пока надо набираться сил перед своей первой "железной половинкой" в Таиланде.
21:40. Ястребов: Рэлерт догоняет "пачку". Почему-то он проплыл на 4 минуты хуже основной группы.
Немец Raelert, Andreas один из фаворитов гонки. Он обладатель лучшего результата в мире на железной дистанции – 7:41:33.
Лежаший народ начинает оживляться и сыпать вопросами:
- Андрей, а стоит на пунктах питания постоянно пить?
- Конечно! Чем больше выпьешь ты, тем меньше достанется соперникам.
"Чем больше водки выпьет комсомолец, тем меньше выпьет хулиган."
С Андреем Ястребовым мы знакомы с 2003 года.
Во многом благодаря ему, я попал в Австрию на Ironman, где успешно преодолел свою первую "железную" дистанцию.
У него гонка в тот год "не зашла". ? мы вместе с ним бежали на заключительном этапе километров семь. Он - в темпе заминки перед финишем, а я - в соревновательном темпе.
Панов Евгений©ноябрь, 2012
Нажимая на социальные кнопки, вы:
1) Выражаете благодарность автору за его труд;
2) Делитесь со своими знакомыми полезной и интересной информацией;
3) Сохраняете для себя понравившуюся вам статью.
Comments: