первомайський харківська область

Первомайський Харківська область

Многоборье «Готовых к Труду и Обороне».

GTO?ногда, копаясь в своём спортивном архиве, нахожу ужасного качества, но весьма интересные, чёрно-белые фотографии конца прошлого века.
Выставить их просто без комментариев - кощунство.
Но и молча хранить их - преступление против  спортивной истории нашего района.
Скажу даже больше - истории нашего клуба.
?бо те, кто засняты на фото, в той или иной мере причастны к созданию и деятельности нынешнего "Стайер-Атлона".
Поэтому захотелось рассказать о событиях двадцатилетней давности.


 

Многоборье ГТО.
 ?стория   комплекса «Готов к труду и обороне» -  длинный период из жизни СССР.
 Программа  "ГТО" была принята в марте 1931 года.

?значально это была программа физкультурной подготовки с контрольные нормативы, обязательная сдача которых была призвана стимулировать народные массы к самостоятельным физическим тренировкам.

? уж гораздо позже на базе этого комплекса был сформирован отдельный вид спорта - многоборье комплекса ГТО, со своими правилами, разрядными нормативами и чемпионатами.

Сколько раз я участвовал в соревнованиях по многоборью ГТО - уж не помню.
Десяток, или пару десятков - не столь важно.
Но первые сдачи нормативов программы «Готов к труду и обороне», как и для многих советских детей, начались для меня с самой школьной скамьи.
А первой в моей  жизни спортивной наградой стал значок «Юный турист СССР» из программы ГТО.
?меть право носить серебряный или золотой значок ГТО, было: и  приятно, и - не зазорно.

Чемпионаты СССР по многоборью ГТО начали проводиться с 1974 года.
? для нас более чем почетно то, что уже в 1976 году наш земляк Михаил ?ванович Зима стал чемпионом СССР.

zima

 
 
Соревнования по летнему многоборью комплекса ГТО включали в себя:
- стрельбу из малокалиберной винтовки
- плавание на 100 м
- бег на 100м
- метание гранаты
- кросс 3000м


Соревнования по многоборью ГТО, как правило, проводились на различных уровнях: районном, областном, республиканском, всесоюзном.
Для простых любителей спорта основная интрига завязывалась на областных соревнованиях.
Первенства местного (районного) уровня в основном носили чисто формальный характер.  Задача была выявить сильных и всесторонне развитых физкультурников для сборной района/города.  
Сильнейшие из «готовых к труду и обороне», в основном были известны заранее.
Как и сейчас, в те времена в трудовых коллективах их было не так уж много. Поэтому зачастую местные соревнования проводились только на бумаге. ? в сборную команду района/города включались уже давно известные лучшие спортсмены-ГТОшники.
Ну а уже на республиканские и всесоюзные старты, естественно, отбирались и попадали чистые спортсмены (по нынешним понятиям – профи).
При таком раскладе, на областных соревнованиях для сборных команд районов/городов было почетно занять любое призовое место. То есть, показать, что и в "нашей сельской местности" достаточно много сильных спортсменов-любителей.
Сборная команда района/города должна была состоять из определенного количества человек (мужчин и женщин), и иметь представительство в разных возрастных группах.
По показанным результатам в каждом виде многоборья,  участник набирал определенное количество очков. Очки суммировались, и - выявлялась команда победительница.
Во время своей службы в армии, я несколько раз выступал в ГТОшных соревнованиях за сборную команду своего КФК (коллектива физической культуры).
? уже дома, по увольнению в запас, впервые попал в сборную родного района.
Случилось это в 1991 году.
В то время Первомайский находился ещё в статусе  поселка городского типа и имел только один спорткомитет - районный.
Поскольку я работал преподавателем физкультуры в гимназии, то уроки свои проводил в основном на стадионе "Колос", где и располагался спорткомитет.
Там же меня и "припахал" к участию в многоборье ГТО председатель спорткомитета Подгорный Николай ?ванович.
Я с конечно же согласился. В качестве коллеги по команде мне был представлен длинноволосый баянист, который несколько раз в неделю приходил в мой спортзал аккомпанировать какому-то танцевальному кружку.
Гармонист-многоборец – это, конечно же, наш уважаемый Геннадий Петрович Корж.
Вот так, двадцать лет назад, мы с Петровичем и познакомились.
Областные соревнования по многоборью ГТО в 1991 году проводились в Лозовой.

1991

 
 Команда нашего района была сформирована из семьи Корж - Геннадия и ?рины, меня,  и  двух учащихся - Красий Евгений (ГПТУ-29) и Гнездилова Элла (СШ-2).
Соревнования длились два дня. Технические результаты сейчас уже сложно вспомнить.
Что там было с общекомандным местом моя память умалчивает. Но выступили мы достойно.
Помню, что я был сильно расстроен своим результатом на "трёшке".
Бежали в парке напротив стадиона.  Только потом до меня дошло, что дистанция тогда могла и не соответствовать 3000м. В то время как все мои  личные рекорды на этой дистанции были привязаны к выверенным дорожкам стадиона.

Год спустя, 18-20 сентября 1992 года команда Первомайского района вновь появилась на областном первенстве по многоборью ГТО, всё в той же Лозовой и буквально "разорвала всех в клочья".

1992

 
 Ещё бы! В составе нашей команды были: легендарные братья Зима - Михаил и Андрей, супруги Корж - Геннадий и ?рина, Дмитрий Муравцов, Евгений Панов.
Уже само присутствие в нашей команде опытнейшего  Михаил ?вановича Зимы давало нам психологическое преимущество перед соперниками.

1991_09


Специальной подготовки, как таковой, к чемпионату области у нас не было. Каждый занимался самостоятельно, как всегда. Если не считать, что пару раз Михал ?ваныч собрал всех на стрельбы в тире 4й школы.
У него была какая-то специальная винтовка и всякие приспособления для стрельбы. Что позволяло повысить точность попадания, даже «слепому» Диме Муравцову)))   
Михал ?ванович давал очень нужные советы стреляющему и «колдовал» над прицелом после неудачных попаданий.
В стрельбе важно иметь уверенность и спокойствие. Михал ?ваныч и словом и делом вселял эти качества каждому участнику команды. ? это было не только на стрельбе, а и в других видах многоборья.
Как сейчас бы сказали любители национальной идеи – то был первый чемпионат Харьковской области по летнему многоборью ГТО в истории независимой Украины.

1992_09


 Народа было действительно много. Свыше 25 команд из городов и районов области.
Михал ?ваныч хоть и выступал после длительного перерыва в тренировках - мастерство и опыт никуда не делись.  Он был вне конкуренции в своей возрастной группе.

100м

На старте 100 метровки (Зима Андрей - в середине, я - у забора)


Мы с Андреем Зима остро соперничали в одной возрастной группе. Но после того как он метнул гранату на немыслимое для меня расстояние - догнать его за счёт других видов мне уже не удалось.

3000

Забег на 3000 м. В шиповках по асфальту)))

 
 Петрович выступил ровно во всех видах. Но, как и всякий марафонец, был расстроен своим неважным результат на спринтерской стометровке.
Дима к тому времени, меньше года, как вернулся из армии. Молодой, неженатый, спортивный – мачо и альфа-самец в одном лице)))  
Несмотря на неважный результат в плавании, он наверстал своё на стадионе и стал призером по своему возрасту.
В итоге наша команда заняла первое место в области.

1992



В 1993 году областное первенство по летнему многоборью ГТО проходило в Купянске.
К тому времени уже начался активный развал экономики страны и неразбериха в политике государства. Начался дележ власти и разруха. Это всё отражалось и на спорте. Первомайский к тому времени приобрел статус города. Произошло разделение власти на: городскую и районную. Соответственно, образовалось два спорткомитета – районный и городской. Поэтому и в Купянск поехали две сборные команды – города и района. Хоть я формально и числился жителем района, но по доброй дружбе выступал за городскую сборную. От купянского старта у меня осталось на память лишь фото и твердая уверенность, что я таки сумел по очкам опередить Андрея Зиму.
Беда в том, что всех итоговых результатов многоборья мы не видели, так как разъезжались по домам. А узнавать их потом, где-то у кого-то…

1993

Городская команда в 1993 м году состояла (слева направо): Яременко С., Катасонов А., Панов Е., Зима А., Зима М.?., Муравцов Д.(с фотоаппаратом)
Корж, кажется, к тому времени начал уже выступать за Лозовую.

Чемпионаты области по летнему многоборью ГТО 1994-1995 годов проводились в Лозовой. Кардинальные перемены в укладе жизни всех и каждого связанные с падением экономики государства вызвали и угасание интереса к комплексу ГТО.

1994


? хоть чемпионаты области проводились, но уже не с былым размахом, а скорее - по инерции, чем по необходимости.
Да и привычное название - «многоборье ГТО», поменялось на модное - «полиатлон».
? в 1994м, и в 1995м я возил команды и от города, и от района на областной чемпионат. Команды были составлены в основном из  учеников-старшеклассников, да более-менее, двигающихся молодых людей из трудовых коллективов.  
Потом, в силу объективных обстоятельств, в моей жизни последовал длительный перерыв в общении с полиатлоном.
Крайний чемпионат области по «многоборью ГТО», в котором мне удалось выступить, состоялся в 2003 году в Купянске в пос. Ковшаровка.

2003

2003_1

Организаторы постарались максимально упростить программу соревнований, сократить дистанции, чтобы побыстрей завершить и отчитаться.
Но это уже был период из другой новой истории моей жизни.
? приятно, что в этой истории осталось место всем тем, кто был в том «золотом» составе сборной Первомайского района образца 1992 года.
Чтобы понять это, достаточно прийти на наш «Бег для всех» и увидеть всю «звездную» команду в строю бегунов, даже двадцать лет спустя.

А что же многоборье ГТО?  Ужель умерло?
Неужели уже неактуально «готовиться к труду и обороне»?
Возможно кто-то «наверху» сидя на упитанной заднице в теплом кресле так и думает.
Но не мы.
Сохранять своё тело в «полной боеготовности» посредством разносторонних физических упражнений - это не дань конъюнктуре и веяньям времени.
Это - обязанность каждого "homo sapiens" перед своим здоровьем, своим потомством. Дань - предкам, завет - наследникам.
Силами городского спорткомитета и по инициативе Подгорного Н.?. в 2005-2006 года проходили городские соревнования по полиатлону.

2005

2005+1

2005+2


Формат соревнований получился слегка измененный и облегченный, но не менее увлекательный.

2006

2006

2006+1

2006+2


Сам факт подобного старта заставляет лишний раз напрячься во время подготовки к ним.
Да заодно сделать объективную оценку своих физических кондиций во время соревнований. Польза – налицо.
Так возможно, не стоит хоронить желания тех, кто всё же «готов к труду и обороне»?
Может тряхнём стариной, да покажем пример подрастающему поколению «пацифистов»?

2005

Больше фотографий с Первомайского полиатлона 2005-2006 года ЗДЕСЬ

Панов Евгений©2012

Comments:

Последнее обновление 26.01.12 03:44  

Комментарии 

 
+1 #1 zungq 26.01.2012 07:33
 
 
0 #2 IP 26.01.2012 11:09
Надо будет поинтересоватьс я)))
Очень познавательный сайт на тему полиатлона ведет тоже ветеран харьковского спорта Деревнин Александр - mirbega.ru/
 
 
0 #3 Красовелло 26.01.2012 11:33
Всегда считал, считаю и желал бы стать многоборцем. Люблю когда во всем крут))
Те соревнования, в Ковшаровке, помню смутно. Запомнилось, что поехал с мастерами, которые всю дорогу рассказывали как надо стрелять, метать и тд, а потом вышли на позиции и... Панов с Муравцовым в стрельбе выбили здоровенный НОЛЬ! Офигеть думаю, мастера спорта)))

А лица, на Первомайских послдних ГТО. Куда они все подевались? Как то вот спорт у многих в жизни занимает лишь небольшой отрезок, пока в потоке со всеми. Отплыл и все, дальше одни воспоминания((

В апреле обязательно проведем, для всех желающих.
 
 
0 #4 IP 26.01.2012 11:50
 
 
0 #5 Красовелло 26.01.2012 12:28
Цитирую IP:
Кстати, мы потом с тобой поквитались на местном полиатлоне)))

Значит 1:1 А надо до двух побед. Ждем апреля))
 
 
+1 #6 7jupiter7 26.01.2012 12:51
Всегда удивлялся почему гранату нужно метать на дальность, а не на точность. В техникуме сдавали нормативы по предмету НВП, и почти вся группа играла в баскетбол. В начале 90-х только появились трансляци НБА и все бредили Джорданом.
Поспорили, кто метнёт гранату так, что бы майор ее потом не нашёл - получит бутылку.
Вторую половину дня и до темноты все, включая майора, провели в кустах рядом с метательной поляной, в итоге цель была успешно достигнута. Вечер того же дня прошел фейерично. 8)
 
 
0 #7 Карась 26.01.2012 13:26
ееех " метание гранаты " - цiкаво було б зараз спробувати , останнiй рас гранату кидав в школi та так удачно що зашвирнув Дубi в двiр i пробив нею шифер :-)
так що Олексiйович як будите органiзовувати подiбнi змагання свиснеш , може й вам кудись закину :-)
 
 
0 #8 IP 26.01.2012 13:52
"Метание гранаты", на самом деле - очень техничный вид многоборья. Лично я так и не научился её далеко бросать, т.к. не сумел понять технику метания.
Вроде просто: разбег-замах-бросок. Но всё это нужно сделать правильно, своевременно и технично. Если выпадает хоть один элемент из это связки - граната далеко не улетит, какими бы ты физическими данными не обладал.
Не всё так просто! :sad:
 
 
+1 #9 Петрович 26.01.2012 14:51
 
 
0 #10 Красовелло 26.01.2012 15:29
Цитирую Петрович:
у Миши Зимы, если не ошибаюсь, за плечами было легкоатлетическ ое десятиборье, с метанием копья), это еще врожденная резкость. Как в боксе--один ноккаутер, другой никогда им не будет.

Ошибаешься, читай статью про него внимательно. Просто метанием занимался.
Так же не соглашусь, что граната без техники далеко не улетит. Улетит, была бы хлесткость. Правильная техника добавит только еще несколько метров. Помню возил молодежь в Лозовую на сарики допризывной молодежи. Так Матюха и Серега Бурячеко без всякой техники фигачили ее за 60 метров, что очень круто. А я вроде и с техникой какой то, а дальше 50-ти ни разу не бросал. Хлест и еще раз хороший хлест.
Так же вспомнил момент, были в Польше на стартах, и зашел разговор о метании. Саня Мотвийчук, двукратный победитель Московского марафона, килограмм 60 с небольшим веса говорит: "да я в школе метал за забор" Поспорили. Остановились у супермаркета, купили яблок. Взял, как фиганет... результат не замеряли, но впечатлило. Так то.
 
 
0 #11 IP 26.01.2012 16:05
Техника, хлёст и скоростная реакция мыщц - лежат в одной плоскости.
Кому-то это от природы дано, а кому-то надо специально вырабатывать. Мне не дано, а вырабатывать - небыло времени.

Вспомнил, что в Ковшаровке на стрельбе действительно рулили те кто приезжал со своим оружием.
А вообще стрельба из пневматики - это такая порнуха...
Особенно для офицера запаса ;-)
 
 
0 #12 matvej 26.01.2012 23:18
Я тоже хочу участвовать, вот только бы стрелять подучится. :-)
 
 
0 #13 Красовелло 27.01.2012 00:01
Цитирую matvej:
Я тоже хочу участвовать, вот только бы стрелять подучится. :-)


А ты смари на фото выше. Я вон шоб наверняка, гранатой в нее. Все 100 баллов сразу выбил))
 
 
0 #14 matvej 27.01.2012 10:00
Я не знал что гранату надо лёжа метать
 
 
0 #15 IP 27.01.2012 10:14
Цитирую matvej:
Я не знал что гранату надо лёжа метать

Да-а!!!! А если и гранатой мишень не поражаешь, то приходиться подползать и закрывать её грудью... Про Матросова слышал?
 
 
+1 #16 наф 30.01.2012 15:51
 
 
0 #17 IP 30.01.2012 16:04
Нормативы для нашего возраста.
Цитата:
40—49 лет

Бег 60 метров — 12,0.
Кросс 800 метров — 3.15 или легкий бег — 20 минут.
Прыжок в длину с места — 190 сантиметров.
Метание гранаты — 32 метра или толкание ядра — 6,20.
Ходьба на лыжах 5 километров — 35 минут; для бесснежных районов смешанное передвижение (ходьба — бег) 5 километров — 40 минут или езда на велосипеде 10 километров — 40 минут.
Плавание без учета времени 100 метров.
Сгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке — 10 раз.
Стрельба из малокалиберной винтовки на 25 метров — 34 очка.
Туристский поход — 20 километров.


Протестируй и доложи нам))))
Особенно умиляет езда на велосипеде 10 км за 40 минут)))
 
 
0 #18 Красовелло 30.01.2012 19:22
Цитирую IP:
Особенно умиляет езда на велосипеде 10 км за 40 минут)))

Кто на что горазд. Меня здесь абсолютно все умиляет хотя знаю, не спортивному люду это будет хорошей нагрузкой.
 
 
0 #19 наф 01.02.2012 09:04
Глядя на эти нормативы прямо богатырём былинным себя чувствуешь... :lol: Хотя всё относительно - подозреваю, что для немалого количества моих ровесников уложиться в эти нормативы будет не просто... :sad:
 
 
0 #20 ТОЛСТЫЙ 02.02.2012 11:13
Давайте замутим соревнования такого типа, на не тральной территории школьников подключим, у нас теперь директор школы спортсмен, думаю спортзал даст без проблем
 

Ми в Strava

Наші Партнери