Когда наступают нестерпимо жаркие июльские дни, хочется сбежать из раскалённого города куда ни будь на лоно природы. Один из самых доступных вариантов протекающая в Харьковской области река Северский Донец. Уже много лет любители активного отдыха из нашего города ездят на Донец велосипедами, но в основном это стоянка на одном месте с редкими набегами по окрестностям… А хочется хотя бы небольшого путешествия. Особенно комфортно в жару путешествовать по реке на лодке – одно огорчает, добираться с лодками и рюкзаками из Первомайского общественным транспортом неудобно, а нанимать машину очень дорого.
В далёком 2010 – м году, отчаявшись найти попутчиков, я уже совершал одиночное плаванье на надувной лодке. Получилось замечательно, но попутки, электрички немного утомили…
В прошлом году, сбегая от июльской жары, я решил устроить небольшое велопутешествие, по памятным местам. В те времена наш путь, на Донец, всегда проходил через «Гремучий» родник. Так я поступил и в этот раз.
Когда то в далёком 1975 – м году мы с родителями впервые поехали отдыхать на озеро Зимнее, что около Андреевки. Мы выезжали большой компанией с соседями, много детворы, мы жили в палатках, бесконечно купались, играли, общались с другими отдыхающими там детьми. Вообще в те годы для отдыха место было очень популярное. Мы туда ездили на протяжении нескольких лет. ?менно здесь я, по настоящему, научился плавать.
Чтобы отдыхать со всем комфортом в те же семидесятые была куплена палатка, раскладной столик со стульями и самое главное – лодка. Польского производства «Альбатрос». Что мы только с ней не вытворяли, но, как ни странно, она всё пережила.
С этого озера я и начал своё путешествие. В последнее время туда в основном наведываются рыбаки, и статус места семейного отдыха озером был утрачен, но в прошлом году я был приятно удивлён – там опять было немало палаток.
Места отдыха приезжими туристами были благоустроены, и даже песок на пляже где с упоением может рыться детвора.
Конечно, многое изменилось, но узнаются места, где, когда то, стояли наши палатки.
? остались два дуба, на берегу озера, между стволами которых мы в далёком 75 – м прошлого века, легко размещались втроём.
А нынче я один едва помещаюсь…
Вода в озере, как и раньше, чистая и слегка прохладная, в жару самое то. Свою палатку я поставил под дубочками, на отдельной полянке, подальше от других отдыхающих.
? на следующую ночь целое стадо диких кабанов наведались ко мне в гости, желудями полакомиться… Не самые приятные ощущения, когда за стенкой палатки повизгивает молодняк и грозно на них похрюкивает, судя по голосу, матёрый вожак. Хоть это было и не долго, но, казалось, длилось вечно. Пока я размышлял, как бы мне спровадить незваных гостей, вожак, видимо, сам наткнулся на мою палатку и громко хрюкнул, как медведь рыкнул, и стадо треща кустами и ветками ломанулось в лес… Утром, в нескольких шагах от палатки видны были ямки где рылись в поисках желудей незваные ночные гости. Хотя, с другой стороны, гостем наверное был я, а они тут просто живут…
Следующим пунктом моего велопутешествия Было озеро Лиман на берегу которого располагается Змиевская ТЭС. Это озеро является его теплообменником. Во времена моего детства там был шикарный песчаный пляж, много отдыхающих, приезжих и местных. Любители подводной охоты, в основном дети, со своими самодельными гарпунами ныряли в месте впадения в озеро канала соединяющего его с Северским Донцом. Постоянно подающаяся в озеро вода поднимала со дна ил, и в мутной воде было много рыбы. Нынче по каналу вода подаётся редко и он почти сухой.
А некогда шикарный пляж полностью зарос камышом, так, что подойти к воде, чтобы искупаться практически невозможно…
? только, как и раньше, многочисленные рыбаки на надувных лодках, вдали от берега, удят рыбу.
? сосновый лес вокруг озера не только сохранился, а даже стал солиднее. Проехать по нему, дыша хвойным воздухом, было сплошное удовольствие.
Недалеко от баз отдыха, которые тоже по большей части были в запустении, я нашёл, таки, небольшой пляж, где смог искупаться в тёплой как парное молоко воде – теплообменник…
Завершил я своё небольшое путешествие на традиционном месте около села Нижний Бишкин, на любимой полянке нашей компании. Где в ознаменование завершения очередного похода принёс жертву, спалив на костре изношенную футболку.
?, сидя у костра, я с лёгкой завистью смотрел на проплывающие мимо байдарки – давненько я не бороздил я вёслами воды Северского Донца…
Долго в этом году не наступали жаркие дни, уж отпуск к концу стал подходить. Но после двадцатого июля лето стало похоже на лето и я решил таки совместить несовместимое – два похода в одном. До реки на велосипеде с лодкой в багаже, а потом по реке на лодке с велосипедом в багаже. Благо лодка, та самая, из семидесятых, у меня есть. Достаточно вместительная, два человека с грузом на ней не однократно сплавлялись по Донцу, а в сложенном состоянии она очень лёгкая. Настораживало. конечно, что этой лодке скоро 40 лет, но я как мог её подремонтировал.
?так, первый этап, собраться и погрузится. Навьюченный багажом велосипед так и норовил встать на дыбы, аки ретивый конь, но я его оседлал и тронулся в путь.
Оказалось, что, не смотря на солидную загрузку, велосипед катится вполне ходко.
Начальным пунктом своей экспедиции я избрал берег Донца у села Нижний Бишкин. Не смотря на то, что выехал я в полдень, в самое пекло, добрался до места довольно скоро, быстрее двух часов. Освежился в реке, разгрузил велосипед, поставил палатку и накачал лодку. Глядя на обилие вещей и скромный размер своего корабля, как то даже засомневался, а поместится ли всё это вместе со мной в лодку?
В любом случае, отдых начался, и я с удовольствием предался его прелестям оставив все вопросы на следующий день.
Как говорится – утро вечера мудренее…
Утро выдалось туманным, невольно напоминая о туманностях моих мореходных перспектив…
Но, как известно – глаза боятся, а руки делают. Позавтракал, собрал свои пожитки и занялся погрузкой изрядно сдувшейся за ночь лодки, предварительно её разумеется подкачав. Перебрав несколько вариантов компоновки груза остановился на оптимальном, но в результате практически не осталось места для меня. Пришлось на скору руку соорудить оригинальную скамеечку. Результат выглядел вполне жизнеспособно.
? вот он, волнующий момент, я осторожно забрался в лодку, оттолкнулся от берега, и моё судно потихоньку двинулось по течению. Сколько раз я уже сплавлялся по Северскому Донцу, но неизменно первые метры по реке являются самыми радостными!
Однако первые впечатления обманчивы, по ходу движения выясняются недостатки – некомфортность посадки, неудобство при гребле. Но я не унываю, потихоньку имеющиеся недостатки устраняю и двигаюсь вперёд. Я изначально не ставил перед собой цели догрести до определённого места. Я решил просто наслаждаться движением по реке, а к вечеру найти приличный пляжик, желательно без людей и там переночевать. Всё получилось, как я и планировал…
До чего приятно жарким летом начинать день с купания в освежающих водах речки.
Благодаря активному движению туристов по Северскому Донцу, на берегах множество пляжей, изрядная часть которых не имеют подъездных путей и доступны только с воды. Нередко эти стоянки даже оборудованы элементарными удобствами, так, что от стола и стульев отвыкнуть не удалось.
Сытный завтрак и снова в путь. Самым сложным в сплаве по реке является сидение в лодке, именно поэтому, дабы повысить комфортность путешествия, я постоянно совершенствовал своё оригинальное сидение. Последний вариант с пневмоподушкой из найденной на берегу пятилитровой бутыли, примотанной скотчем, отмечу – широкий скотч, незаменимая в походных условиях штука.
Жаркие выходные дни самые неблагоприятные для путешествия, особенно около достаточно крупных населённых пунктов. Очень много желающих, выбраться отдыхать на берег реки. В субботу мне предстояло пройти мимо посёлков Червоный Донец и Андреевка. Везде огромное количество отдыхающих, заполонивших все пляжи. Множество стоянок, по берегам, оборудованы стационарно, такое впечатление - на всё лето.
Некоторые оформлены с выдумкой и национальным колоритом. ? везде люди, люди, люди…
Вообще в этих местах река разливается широко, поэтому течение замедляется, соответственно замедляется и движение надувной лодки.
Одним из самых сложных мест является мост межу Червоным Донцом и Андреевкой. Не рискнув идти на своей подспущенной лодке мимо людных пляжей с проносящимися то и дело моторными лодками, я направился по левому рукаву, где течение практически не ощущалось.
А пройдя под мостом, я сразу оказался в настоящих плавнях. В заболоченных зарослях, выбираться из которых пришлось очень нелегко…
В результате героического прорыва сквозь трясину добавилась ещё одна проблема – открылась течь и мне пришлось вычерпывать из лодки воду. Дабы привести в порядок свой корабль я был вынужден сделать дополнительную стоянку. Но особо засиживаться было некогда, дело близилось к вечеру, а подходящей стоянки пока не предвиделось – жаркие выходные. А потому не взирая на боль в пояснице пришлось грести и грести, благо за Андреевкой течение стало повеселее. Только вот моторные лодки, вздымающие волны, немного достали. Правда в большинстве случаев при виде байдарок и моей лодки они сбавляли ход, чтобы волну уменьшить, но моей полуспущенной и полузатопленной лодке и этого было достаточно. Однако, не смотря на все сложности, я таки нашёл к вечеру приемлемую стоянку. Правда не очень комфортную, около дороги, но зато без соседей и с вполне приемлемым пляжем.
Пока разбил лагерь, приготовил ужин на речной воде и поел уже вечер. Вечер время комаров и мошки. Вообще это лето для комаров благоприятное, на всех стоянках, только наступает вечернее затишье ветра, их налетает немерянно. Поэтому после ужина я забирался в палатку и слушал аудиорассказы, а потом, под равномерное гудение мечтающих проникнуть в мою палатку комаров, засыпал. А утром опять купание, сытный завтрак и снова в путь.
Воскресеньё было, пожалуй, самым жарким днём. На реке, под летним солнцем, очень легко обгореть, поэтому наученный горьким опытом прошлых сплавов я с головы до ног укутывался. Особенно часто обгорают колени, кисти рук и уши…
Моё плаванье усугублялось в этот день ещё и сильным встречным ветром, задувая вдоль реки, он поднимал неслабую волну, захлёстывающую моё утлое судёнышко. Чтобы не затонуть я решил сделать небольшую остановку и подкачать лодку. Благо, что после бесконечной череды каких то баз отдыха, подвернулась хорошо оборудованная и пустая стоянка.
Однако едва я приступил к подкачке лодки - порвался насос, и мне пришлось его разбирать, зашивать и проклеивать. Благо, что всё необходимое для ремонта я предусмотрительно с собой захватил.
Пока клей засыхал, я искупался и осмотрел стоянку. Судя по всему здесь уже много лет отдыхают одни и те же люди.
Заодно тут же устроил себе обеденный перекус. Жарким днём есть особо не хочется, поэтому я перекусывал печеньем со сгущённым молоком и конфетами, запивая всё это водой.
Подкачав лодку я снова отчаянно рванул на встречу горячему ветру, но увы, не суждено было мне в этот день долго грести. Накачанная горячим воздухом лодка, оказавшись на прохладной воде, тут же снова сдулась, к тому же усугубилась открывшаяся вчера течь и буквально через несколько сот метров моя полуспущенная лодка заполнилась водой. Встречный ветер захлёстывал вону просто через борт.
В результате лодка начала понемногу складываться пополам и я понял, что ещё не много и я рискую утопить свой велосипед и остальной багаж. А по берегам, в этом месте реки, был сплошной непролазный камыш… ? тут, я увидел её – прекрасную Ассоль, всматривающуюся с крутого берега, видимо в ожидании капитана Грея. Я, конечно, не капитан и у меня нет алых парусов, но моя лодка была полна воды, и я из последних сил рванул в направлении её ярко алого, под цвет вожделенных парусов, лифчика, сияющего как спасительный свет маяка…
Стоянка оказалась вполне комфортной и конечно пустынной, а потому я решил более не бороться с испепеляющим зноем и встречным ветром, здесь и заночевать. Добрая Ассоль не возражала и я разбил свой лагерь.
Заодно я проревизировал свой корабль и обнаружил несколько пробоин. Пришлось срочно заняться их латанием…
Далее всё по графику – купание, ужин. Горячий ветер не утихал до самых сумерек, и до самых сумерек не было видно и слышно комаров. Зато вольготно чувствовали себя земляные осы. Полосатые такие мухи, живущие в норах. Норы они эти понарыли на самой тропинке ведущей от воды. Я старался их обходить, но на поляне одна из ос, по злому стечению обстоятельств, залетела в мой тапочек и когда я, по инерции, на неё наступил – ужалила меня в ногу… На редкость больно, а через пол часа моя левая ступня разительно отличалась от правой.
По счастью боль скоро прошла, а через сутки сошёл и отёк, говорят при укусе этих ос хорошо место укуса намазать сырой глиной. Не знаю, не пробовал, но ,полагаю, лучше быть повнимательнее и укуса избежать, неприятно.
На следующий день, в понедельник, ветер поутих и я, на подремонтированной лодке, продолжил путь. Собственно своё путешествие я уже планировал завершать. Погода начала меняться, да и дальнейшее движение по реке уводило меня от дорог с твёрдым покрытием, что в условиях нестойкой погоды могло сильно осложнить мне дорогу домой. Хотя река дальше становилась поуже, с хорошим течением и симпатичными пейзажами.
Жара спадать не торопилась, поэтому обеденную остановку я сделал подольше активно купаясь. Один из популярных атрибутов наших водоёмов – «тарзанка». Конечно, я не обошёл вниманием эту достопримечательность…
Последний отрезок по живописному руслу, местами заваленному деревьями с пустынными стоянками (выходные прошли – понедельник ).
Выбрав, под раскаты отдалённого грома, подходящее место я поставил палатку и с первыми каплями дождя я был под надёжным укрытием. Впрочем, сильного дождя не было, так, покапало немного. В этот раз своё жилище я расположил в метре от воды, чтобы можно было, выбравшись из палатки, сразу нырять.
Вот собственно и всё. Во вторник утром, искупавшись и позавтракав, а также традиционно предав огню очередную футболку.
Я снова навьючил свой велосипед и отправился домой.
Всего на путь домой ушло три с половиной часа, но если бы не остановки с целью съёмки и чтобы набрать воды, вполне можно доехать за три часа.
Хотя без приключений не обошлось – метров за пятьсот до финиша «выстрелило» заднее колесо. На выезде из Алексеевки набрал в колодце воды, шесть литров, видно это была последняя капля переполнившая чашу терпения задней покрышки и она лопнула…
Вот такой вот получился небольшой поход, своего рода – туристический дуатлон где мне пришлось и немного ехать, и чуть чуть плыть…
Если кому интересно прилагаю карту своего маршрута – может жара ещё вернётся этим летом и кто то захочет повторить этот маршрут… Удачи!
Comments:
Комментарии
Катамаран приводимый в движение установленным на него велосипедом, например
Раз уже прошел первую стадию развития идеи - надо двигаться дальше.
Готов помочь тебе сконструировать колесо с лопастями ;-)