первомайський харківська область

Первомайський Харківська область

Велотур по крепостям Слобожанщины "Tour de Fort"

Хай буде сонце у піднебі,
Хай із джерел тече вода,
Хай буде в тебе все, що треба ―
Здоров’я, втіха і мета.
Хай твої діти добре вчаться, 
Хай до ста літ живуть батьки,
Хай вороги тебе бояться,
А друзі будуть на віки.
Наливай козаче, вип’ємо до дна
За країну, що на всіх одна.
За твою родину, за твою любов,
За героїв і пролиту кров.
                                Євген Рибчинський.
 
Что?
Под таким девизом состоялся наш ежегодный ― на этот раз третий ― велотур по крепостям  Украинской оборонной линии XVIII века.
Самым быстрым и выносливым участникам была поставлена задача посетить все шесть крепостей: Алексеевскую, Ефремовскую, Парасковейскую, Орловскую, ?вановскую и Белёвскую.
 
Где?
Старт велотуристов состоялся в г. Первомайский у нашего любимого спортивного комплекса. 
А дальше у разных групп дороги немного разошлись.
 
Когда? 
Ровно к 10:00 все уже были на месте, ждали в предвкушении старта, чтобы отправиться в путь на две дистанции: «L» (круг 40 км с посещением Алексеевской крепости) и повышенной сложности «XXL» (дистанция около 110 км в направлении г. Красноград) ― для особо любознательных и самых стойких.
Регистрация на мероприятие была открыта еще за месяц. Очень приятно, что о нас знают и к нам приехали гости из Харькова, Днепра, Краснограда и других районов.
 
Ну и конечно же, самое трепетное ― это сборы. Участвую в этом мероприятии третий год, и каждый раз как в первый класс!:) Себя настраивать особо было не нужно ― чем ближе старт, тем сильнее разгоралось желание поскорее отправиться на «велопрогулку». К тому же мероприятие масштабное, хорошо организованное, увлекательно-познавательное, разве такое можно пропустить? Нужно было подготовить «железного коня», велошлем, ну и достаточный запас воды ― вот, в принципе, и всё что требуется.
 
1.
В этом году нас собралось около 60 человек. ? сначала мы все вместе, дружной и веселой велоколонной отправились к первой крепости ― Алексеевской, ближайшей к нашему городу.
 
Там нас ожидала команда организаторов-волонтеров, а научный сотрудник нашего краеведческого музея познакомила нас с историческими аспектами. Просветила и ввела нас в курс.
 
Украинская (пограничная) линия — это оборонительное сооружение, состоящее из непрерывного вала и рва протяжённостью 302 км. Линию начали строить в 1731―1733 гг. на границе Харьковского и Полтавского казацких полков и простиралась она от Днепра до Северского Донца (извилисто проходила вдоль рек Орель, Берестовая и Берека). Предназначалась для защиты южных границ от набегов татар и Османской империи. Название получила от Слободской Украины, по территории которой проходила.
В её состав входили 16 крепостей, 140 редутов (то же самое что крепость, только меньше и строение не такое капитальное), земляной вал, сухой ров, частокол, блокгаузы (что-то типа башен, приспособленных для круговой обороны), форпосты (сигнальные посты, которые могли первыми увидеть неприятеля и предупредить остальных). 
На оборонительной линии несли службу ландмилиционеры. Ландмилиция ― земская милиция, первый прообраз современной полиции. У них была своя форма одежды, отличающаяся от военной, ― они носили белые кафтаны с красными воротниками, красные камзолы и серые гамаши. Был создан отдельный Украинский ландмилицкий корпус, в который входили пехотные и конные отряды. Корпус дислоцировался в земляных оборонительных укреплениях (крепостях Украинской линии), на месте которых в дальнейшем были образованы многие крупные поселки и городки (как например Ефремовка, Красноград). Штаб-квартира и канцелярия корпуса располагались в Белёвской крепости. 
В 1731 г. в состав корпуса входили 16 конных и 4 пеших полка (каждый из 10 рот), в том числе Ефремовский, Белевский, Орловский.
Украинская оборонительная линия на тот момент была одним из самых важных объектов государственного строительства. Общее руководство строительными работами было поручено лично графу Миниху. Было задействовано более 15 тысяч рабочих. Линия оправдала возложенные на нее надежды, она успешно выполняла поставленные перед ней задачи по защите границ и использовалась как мощный опорный пункт в серии русско-турецких войн XVIII века.
Потеряла своё значение в 1770 году, в связи с началом строительства новой оборонительной линии ― Днепровской (расположенной значительно южнее, потому что границы государства расширились). До наших дней сохранились только земляные валы крепостей высотой от 2 до 10 метров и на некоторых участках ― ров с валом, который соединял крепости между собой.
Алексеевская крепость (св. Алексия) до переименования в 1738 г. называлась Берецкой. При ней находился Первый батальон Ефремовского полка. Расположена на выезде из села Алексеевка, Первомайского р-на. Названа именем второго русского царя из династии Романовых ― Алексея Михайловича (прозванного Тишайшим, 1629―1676).
 
Алексеевские горки шикарны своей крутизной и восхищают даже самых искушенных велотуристов. Всю живописность природы невозможно передать словами ― только фотографиями. Вдоволь налюбовавшись солнечно-зелеными пейзажами, часть группы свернула на малую дистанцию, ну а у остальных, то есть у нас, все прелести и страсти ― еще только впереди. Поехали!..
 
2.
Следующим пунктом нашей «программы» была Ефремовская крепость. В этом году нам был предложен совершенно новый маршрут, нам пришлось попыхтеть и на горках-тягунцах, и пробираться, утопая в песках хвойных лесов Красноградского района.  
В селе Ефремовка, кроме самой крепости, мы также проездом видели восстановленный Дмитриевский храм.
 
Некоторые источники относят первое упоминание о поселении Ефремовском к 1730 г. Датой основания считается 1723 г., а в 1731 г. оно уже известно как слобода Ефремовка, в верховьях речки Орели, под названием крепость «Тройчатый буерак» (ее еще называли Троицкой). В том же году императрица российская Анна ?оанновна переименовала её в крепость Ефремовскую. В ней базировался Второй батальон Ефремовского полка. Всего в ней насчитывалось 400 ландмилиционеров и гренадерская полурота (отборные части пехоты, почти спецназ по-нашему). 
В 1824 г. в поселке была построена Дмитриевская церковь, сложенная из камня. Уже к 1850 г. прихожан мужского пола было 569 человек, женского ― 562 человека. Как рассказывают старожилы, церковь прекратила свое существование как храм в 1934 г. До войны церковь была приспособлена под зерносклад. Во время войны церковь не действовала.
17 февраля 1943 г., как свидетельствует «Книга памяти Украины», изданная в Харькове в 1996 году, в Ефремовке фашистами было совершено страшное злодеяние ― 270 человек согнали в церковь и подожгли.
 
Да, это место буквально насыщено историей, здесь особая энергетика. Жаль, но времени у нас хватает только на остановку у магазина, чтобы пополнить запасы воды. Маршрут и время его прохождения были четко продуманы заранее, задача состояла в том, чтобы максимально сбалансировать и распределить свои силы до 19:00 вечера. Так что приходилось держать темп, и иногда самым резвым из нас удавалось развивать скорость до 50 км/час. Остальные старались подтянуться.
За себя могу сказать, что я в этом деле считаюсь новичком, все-таки более знакомая для меня тема ― это бег, там могу рассказать поболее ;)
 
3.
Так, то разгоняясь, то переводя дух, мы добрались до Парасковейской крепости.
 
Там нас поджидала «засада» с несказанным гостеприимством: организаторы встречали нас в колоритных национальных костюмах, угощали казацкой кашей, да еще и под музыкальный аккомпанемент.
 
Главный казак, он же наш железный атаман триатлона Евгений Панов, зазывал всех на званый обед, а гостеприимные хозяева Виктор Синельник и ?нга Задорожная угощали ароматной казацкой кашей и экзотическим заморским напитком.
Парасковейская крепость при Есеневых буераках (св. Парасковии) расположена на выезде из села Парасковия (Нововодолажский р-н, Харьковская обл.). Заложена 22 июля 1731 года. При ней находился Второй батальон Орловского полка. Названа в честь матери тогдашней императрицы Анны ?оанновны ― Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, супруги царя ?оанна Алексеевича (сына того самого Алексея Тишайшего).
 
Вот уж там мы отдохнули сполна, получили эстетическое и гастрономическое удовольствие. ?так, преодолен отрезок 56 км ― и ровно половина дистанции еще впереди. А мы все уже так расслабились после сытного обеда...)))
 
Пришлось собраться с последними силами-мыслями и двигать дальше в путь.
Через пески сосновых лесов ― ох как нелегко. Местами приходилось просто идти пешком и с трудом продвигать увязнувший в песке велосипед. Но ведь именно на это мы и подписывались, когда регистрировались на велотур :)
 
Запасы воды приходилось обновлять регулярно, благо нас сопровождала машина волонтеров. За 100 км велопробега лично я выпила около 3,5 л воды. 
 
4.
Орловская крепость поразила своими окрестностями. От обзорного вида захватывало дух ― по правую сторону яркие поля подсолнухов, вдаль открывался невероятно красивый вид на небольшие водоемы и луга. Как на картинке.
А когда, оторвавшись от бескрайних просторов, снова останавливаешь свой взгляд на исторической крепости, мысленно переносишься во времена прошлого и понимаешь, насколько одновременно опасной могла быть такая прекрасная местность. Да, природа поистине совершенна, а люди способны создавать опасности…
Орловская крепость до переименования в 1738 г. называлась Девятой. При ней находился Первый батальон Орловского полка. Была переименована в честь Орловского ландмилицкого полка. Расположена возле с. Дьячковка Нововодолажского р-на.
 
5.
Дальше нас ожидала ?вановская крепость.
 
?вановская крепость (св. ?оанна) расположена возле с. Октябрьское Красноградского р-на. При ней находился Первый батальон Белёвского полка. Названа во имя блаженной памяти царя ?оанна Алексеевича (отца тогдашней императрицы Анны ?оанновны).
 
Местность, где расположена ?вановская крепость, пытались пересекать на велосипедах, хотя это было непросто! Путь к последней крепости оказался тернист и нелегок ― здесь тебе в одном флаконе и велосипед, и штанга, и газонокосилка одновременно :) Правда, нас, любителей экопродуктов, здесь поджидал приятный бонус:  мы имели возможность вкусить кукурузы, подсолнуха, насладиться ароматом свежей мяты на обочине дороги и даже привезти с собой букетик веточек, пусть даже и в цепи велосипеда ))
? вот оно счастье ― ЖД! Это значит, что мы близки к финишу!
 
6.
Тем, кто проехал «верхом» 100 км, уже ничего не страшно ― считай, ты перешел на уровень профи. ? все же покорять последнюю крепость решились самые отважные, ну а новички-любители из-за лимита времени двинулись в сторону электрички.
 
Белёвская крепость до переименования в 1738 году называлась Десятой. При ней находился Второй батальон Белёвского полка. Расположена в г. Красноград (Константиноград). Своё название крепость получила в честь Белёвского ландмилицкого полка.
Была заложена 11 августа 1731 года генералом Таракановым, строительство было окончено 20 октября того же года.
С 1736 по 1764 год в Белёвской крепости располагалась канцелярия Украинского ландмилицкого корпуса, Ландмилицкая комиссия и Генеральный ландмилицкий суд.
Постепенно вокруг Белёвской крепости образовывалось местечко, к 1784 году оно состояло уже из 130 дворов, в которых проживало 617 человек, также в местечке было 3 кузницы, около 20 магазинов, несколько шинков, каждый год проводились три ежегодные ярмарки.
В 1784 году по указу императрицы Екатерины II Белёвская крепость была переименована в город Константиноград (в честь внука императрицы Константина).
 
На жд-вокзале еще даже пришлось немного подождать электричку ― то есть в лимит времени уложились, успели, задачу выполнили!
Часть команды решила возвращаться своим ходом ― верхом на своих «железных конях», а это еще +50 км к основной дистанции. В путь-дорогу накормили, напоили, волонтеры произнесли напутственные слова ― вперед!
Могу сказать, что это был незабываемый день! Было весело, интересно, хотя местами и трудно! Но оно того стоило!
Огромное спасибо всем идейным вдохновителям и организаторам: Антону Орехову, Евгению Панову и всем-всем-всем, кто участвовал и помогал! 
P.S. Кто не перебегал дорогу с велосипедом перед носом у приближающегося поезда, никогда не испытает таких острых ощущений! Полезного адреналина всем в меру!;)
До новых встреч!
 
Больше фотографий в альбоме TdF_2019
 

Comments:

Последнее обновление 01.08.19 21:43  

Ми в Strava

Наші Партнери